Формирование положительного отношения дошкольников к труду взрослых в ДОО как средство социализации ребенка

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Филиппова Елена Ананьевна

Организация: МДОУ детский сад «Колосок»

Населенный пункт: Ульяновская область, р.п.Тереньга

Дошкольное образование в соответствии с приказом Минобрнауки России «Об утверждении федерального государст­венного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. №1155 ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Немало исследований посвящено формированию у детей дошкольного возраста первооснов выбора профессии (Р.С.Буре, Г.Н.Година, Р.Н.Дзарасов, Р.Н.Кузьмина, Г.Б.Михина, В.И.Петрова). На необходимость взаимодействия детского сада и школы в процессе подготовки детей к труду, выбору профессии указывается в трудах Л.П.Дашковской, Л.Б.Касперской, Э.И.Николаевой, Н.Г. Смирновой, С.Н.Чистяковой.

Высокие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности актуализируют проблему профессиональной ориентации подрастающего поколения, которая является в настоящее время важным направлением работы дошкольных образовательных организаций. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.       

Дошкольное учреждение – первоначальное звено в единой непрерывной системе образования, первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. На практике ознакомление дошкольников с трудом взрослых в образовательной организации заключаются в соз­дании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение интересов и склонностей, а также в создании соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

Знакомство детей дошкольного возраста с трудом взрослых в ДОО направлено на формирование у молодого поколения внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору профессии, планированию и реализации своих профессиональных планов, и перспектив, включая в себя ознакомление дошкольников с различными профессиями и их спецификой, расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Мы, педагоги ДОО, можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии. Дошкольники, получив необходимые представления о мире профессий, в будущем научатся быть инициативным в выборе собственной профессии, к которому, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений являются важнейшим звеном, закладывающим основу образования и дальнейшего развития ребенка-дошкольника. Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения. Работа по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка, как гражданина нашей страны. Кроме того, ознакомление дошкольников с трудом взрослых включает в себя информационные консультации для родителей, которые на­правлены на приобщение родителей к образовательной деятельности дошколь­ной организации.

Мы готовим детей к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную жизнь, чтобы наши дети понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

 

 

Список литературы:

  1. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  3. Программа «Мир профессий»: Учебно-методическое пособие /В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 52 с.

  4. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ, 2012, №2.

Опубликовано: 13.12.2017