Патриотическое воспитание школьников средствами современных игровых технологий

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Попогребская Ирина Валерьевна, Лобанова Наталья Валерьевна, Сотникова Елена Александровна

Организация: МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Патриотизм  во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, экономике, культуре.

Сам патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием своей малой Родины, ближнего окружения в детстве. С возрастом это чувство социализируется, возвышается, и все более осознается, особенно в процессе конкретных видов деятельности. Это чувство является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и стабильности.

В наши дни решение задач патриотического воспитания должно основываться на принципиально новых подходах к работе с детьми, где особая роль принадлежит самостоятельному поиску знаний и изучению новых фактов. Поэтому одним из направлений патриотического воспитания школьников является применение современных методик и форм работы.

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем- либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр дополнительного образования «Одаренность» широко используются интерактивные формы работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Так, в 2016 - 2017 гг., в рамках регионального проекта «Вовлечение школьников в интеллектуальную игровую деятельность («Эрудит Белогорья»)» с целью воспитания патриотических чувств у учащихся различных возрастных категорий педагогами Центра были организованы и проведены:

 - станционные игры - «Мир Белогорья», «Моя малая Родина» (для обучающихся  3-4, 5-6 классов) - это вид игр, основывающихся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции в процессе поиска станций по маршрутному листу и выполнения интеллектуальных заданий на каждой станции. Игра проходит в форме путешествия всей командой по заранее подготовленному организаторами маршруту – по станциям, где команда получает задания (разгадать слово, привести примеры, воспроизвести, изобразить, собрать детали т.д.) и набирает баллы. Победителем становится команда, набравшая максимальное количество баллов в соответствии с контрольным временем;

- квест игры «По родным просторам» (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей). Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. В каждой игре для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Данные квест игры были рассчитаны на обучающихся 7-8 классов. Командная  игра, направленная на поиск решений, правильных ответов, выход из сложившихся ситуаций. Игра включает в себя движение по маршруту, на котором расположены игровые точки. На старте все команды одновременно получают маршрутный лист (в зашифрованном виде) – указатель на место, в котором находится игровая точка, посвященная определенной тематике. На игровой точке участники отвечают на вопросы, выполняют различные задания и набирают баллы. Различные игровые точки будут иметь разное количество заработанных баллов в зависимости от предложенных заданий. Командам для выполнения заданий запрещается использовать интернет, заранее приготовленные материалы (кроме материалов, полученных от организаторов на старте). В случае, если использование интернета или других источников будет зафиксировано судьями, судьи вправе на засчитывать выполненные задания. Команда, набравшая наибольшее количество баллов за наименьший промежуток времени, становится победителем квеста;

- брейн-ринг «Эрудит Белогорья» - (англ. Brain - мозг)  - командная игра, аналог игры «Что? Где? Когда?». В поединке участвуют одновременно две команды. Особенностью брейн-ринга является, то, что играют сразу несколько команд, каждая из которых стремится определить во времени поиска ответа другие команды. В одной игре задается 10 вопросов и один запасной, на случай равного счета. Игра продолжается до тех пор, пока не заканчиваются вопросы. Правильным считается ответ, полностью совпадающий с подготовленным ответом составителя, и не подвергается обсуждению со стороны игроков. Окончательное решение о правильности ответа принимает ведущий. Набравшая максимальное количество баллов команда, объявляется победителем.

В условиях данных интерактивных мероприятий происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения.

Формирование патриота начинается с детства, со школы. Воспитать патриота – значит научить его любить отчий дом, родной край, уважать историю своей Родины, гордиться за свой народ и быть готовым его защищать.

 

Список литературы:

 

1. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев., М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Ланина Н.В. Диагностические и развивающие ресурсы интерактивных методов обучения / Н.В. Ланина // Социальная психология в образовательном пространстве: материалы I Международной науч. – практ. конф., М., 2013.

  3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения Спец. семинар для  

  учителей», М., 2004

4. Панфилова А. Н. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., 2006.

5.  Сластенин В.А., Подымов Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, М., 1997.

6.  http://www.emer.kz/activity/obu4enie/maximum.php

Опубликовано: 28.10.2017