Формирование профессионально важных качеств специалиста средствами ИТ на занятиях междисциплинарного курса и производственного обучения в условиях внедрения ФГОС

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Коренченко Елена Викторовна

Организация: ГАПОУ АО «Ахтубинксий губернский техникум»

Населенный пункт: Астраханская область, г. Ахтубинск

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и  в системе современного образования.

Мы стоим перед фактом, что контингент обучающихся ступени среднего  профессионального образования (по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих) приходит в образовательные учреждения  с низкой познавательной мотивацией. Многолетний опыт работы в техникуме  подтверждает, что важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие педагога с обучающимися.  Поэтому ставлю перед собой основную цель – повышение познавательной активности обучающихся, формирование профессиональных компетенций, развитие творческой  инициативы на уроках междисциплинарного курса и  производственного обучения  через использование информационных коммуникационных технологий.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий.  Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий. Самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит профессиональная компетенция. Поэтому необходимо внедрять новые подходы к оцениванию качества образования.

Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель и мастер производственного обучения, по любой профессии,  мог подготовить и провести урок производственного обучения с использованием ИКТ.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, формировать и развивать профессиональные  компетенции учащихся.

1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Современное общество осознало, что будущее немыслимо без информатизации всех сфер человеческой деятельности. Поток информации, с которым ежедневно, ежечасно сталкивается человек, становиться все более мощным. Стремительно нарастающий поток информации приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в учебном заведении.

Современный студент  должен:

  • уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях;
  • приобретать самостоятельно систему необходимых предметных знаний для решения практических задач;
  • владеть навыками преодоления стереотипов мышления;
  • развивать способности к адаптации в изменяющейся информационной среде;
  • быть гибкой, мобильной, проявляющей проницательность, толерантной, творчески инициативной, конкурентоспособной личностью.

В связи с этим приоритеты в способах и методах обучения меняются от подачи готовых знаний к обучению способам поиска, хранения, выбора, качественной обработки информации и её использования.

Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах школьной деятельности.

Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для ее реализации заложены в использовании компьютера.

Современная система образования предусматривает использование самых различных инновационных технологий.

Это дает два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственно аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности.

Обучение на основе информационных технологий отвечает следующим принципам:

  • принцип модульности обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию в обучении, самостоятельность студентов, ступенчатость, вариативность, структуризацию, блоковость учебного материала;
  • принцип системного квантирования предполагает дозированность учебного материала, системность работы с ним, экономию учебного времени, генерализацию обучения;
  • принцип проблемности включает конгломерацию следующих составляющих: рефлексия, корректировка действий, мотивация, сознательность, прочность, логичность выводов;
  • принцип когнитивной визуализации содержит требования принципов доступности, наглядности, познавательной активности, эстетической и эмоциональной направленности обучения.

Внедрение информационных технологий в практику обучения осуществляется путём использования программно-педагогических средств.

Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:

  • увеличивается скорость овладения учебным материалом;
  • наблюдается положительная динамика движения обучащихся из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью.
  • становится более качественным пооперационный самоконтроль обучащихся при решении учебных задач;

С использованием системы программных средств эффективно реализуются наиболее значимые с позиции дидактических принципов методические цели:

индивидуализация и дифференциация процесса обучения (за счёт возможности поэтапного продвижения к цели по маршрутам различной степени сложности);

  • осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
  • осуществление самоконтроля и самокоррекции; 
  • осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся;
  • высвобождение учебного времени.

Современный специалист должен обладать фундаментальной информационной подготовкой, так как при возрастании объема научно-технической информации учебное заведение не в состоянии обеспечить субъекта обучения полным объемом знаний на всю его сознательную жизнь. Поэтому «стержнем» профессиональной компетентности является не информированность обучаемого, а умение использовать новые технологии, имеющие общественную ценность и огромное мотивационное стимулирующее значение; разрешать возникшие проблемы в разных сферах деятельности

Информационные технологии имеют особое значение во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно в обучении.

При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:

  • переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
  • обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
  • проявляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству.

При использовании информационных технологий по-прежнему сохраняются все основные этапы урока.

В рамках традиционного урока электронные версии некоторой части учебного материала делают процесс получения знаний комплексным и эффективным.

Они позволяют говорить о формировании ключевых компетенций обучающихся, заключающихся в:

  • способности к системному мышлению, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости;
  • готовности проявлять ответственность за выполняемую работу;
  • способности самостоятельно и эффективно решать возникшие проблемы в процессе практической деятельности;
  • готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с одногрупниками;
  • способности быстро и эффективно принимать решения, деятельно содействовать урегулированию конфликтов в решении возникших проблем;
  • способности быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;
  • готовности к приобретению новых знаний и стремлению к самосовершенствованию;
  • понимание значения использования информационных технологий и владениями ими в процессе обучения;
  • способности к субъективной самооценке, рефлексии.

Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:

  • переориентация на развитие мышления и воображения, как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
  • обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности обучащихся;
  • появляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству.

2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ МДК И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

На занятиях МДК используются три вида информационных технологий: презентации, слайд-шоу и учебное кино. Они позволяют наглядно и доступно объяснить студентам материал.

Презентация является информационным обеспечением фронтальной работы преподавателя с обучающимися и состоит из слайдов. Основные формы данной информации – текст, рисунки, чертежи.

Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе Power Point показал, что повышается качество урока.

Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации.

Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания.

Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание.

На уроках используются электронные приложения разного вида:

  • иллюстрации и демонстрации аудио - видеоряда;
  • приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой выдвинутых предположений и решений, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов, кроссвордов, головоломок;
  • разработки серии уроков по теме, которые позволяют представить материал наиболее полно, вырисовывая картину целостного восприятия мира, успешно интегрируя различные области знаний на одном предмете;
  • разработки электронных приложений к урокам с использованием языка программирования Visual Basic, которые дают непосредственное общение ученика с компьютером (выполняются учителями, освоившими объектно-ориентированное программирование).

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1. сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени)

2. технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).

Учебное кино.

Его высокая наглядность обусловлена богатыми дидактическими возможностями:

  • информативной плотностью, позволяющей сообщить больше информации в более экономной форме, чем словесное изложение;
  • совершить экскурсию в историю науки и техники;
  • показать объекты, процессы, явления, недоступные для непосредственного наблюдения;
  •  ускорить или замедлить процесс, наконец, зафиксировать его; показать с помощью модельных изображений и мультипликации внутреннюю структуру объектов и явлений.

В последние годы учебные кинофильмы не выпускаются. Им на смену пришла учебная видеозапись.Учебная видеозапись позволяет интегрировать воедино средства отображения информации, ранее присущие отдельным экранно-звуковым средствам: кино, радио, телевидению, диафильмам, диапозитивам. Видеозапись может быть повторена сколько угодно раз, может быть осуществлено фиксирование изображения на экране (стопкадр), изменен масштаб кадра и его отдельных деталей, использована световая «указка» и предусмотрены необходимые надписи в кадре. Кроме этого, может быть осуществлена запись любой телевизионной передачи в автоматическом режиме с таймером в отсутствие пользователя.

Видеозаписи предоставляют учителю и учащимся возможности содержательного отбора материала и фрагментарного их показа с учетом информационно-содержательных, временных параметров, организационных форм и методических приемов обучения. Однако учебная видеозапись кинофильмов и телепередач остается, как правило, лишь их копией, в которых не всегда учитываются дидактические возможности и специфика видеозаписи как вида аудиовизуальных средств. Не всегда видеозапись может стать равноценным заменителем учебного кино, особенно если процесс обучения осуществляется в больших аудиториях, где размеры телеэкрана оказываются явно недостаточными.

Видеозапись успешно вытесняет традиционные экранные средства. Небольшие размеры телеэкрана компенсируются новыми организационными формами использования видеозаписи в малых группах и при самостоятельном изучении материала, а также при наличии не одного, а нескольких телевизионных приемников в классах и аудиториях.

        

 

Список литературы

1. Алексеева, Е.В.  Информатизация образования: этап эволюции и прогноз дальнейшего развития// Журнал руководителя управления образования.-2008.-Пилотный выпуск. - С.75-78.

2. Вакулюк В. Мультимедийные технологии в учебном процессе / В.  Вакулюк, Н. Семенова // Высшее образование в России. – 2011. - №2. – С. 101.

3. Гусарова Е. Н. Современные педагогические технологии :  учебно-методическое пособие / Е. Н. Гусарова. – М.: АПК и ПРО, 2011. – 176 с. - ISBN 5-9538-0139-5.

4. Концепция ФЦП "Развитие единой образовательной информационной системы на 2001-2005г." - ГНИИ ИТТ, 2001.

5. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.

6. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения: монография П. И.  Образцов. – Орловский государственный технический университет. – Орел,  2012. – 145 с.

7. Семушина Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для преп. учреждений сред.  проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М: Мастерство, 2013.  – 272 с. – ISBN 5-294-00062-8.

8. Степанова-Быкова А. С.  Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]: курс лекций. – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. –300 с.

Опубликовано: 05.02.2016