Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Столярова Наталья Александровна

Организация: МКДОУ детский сад №19- Центр развития ребенка

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в различных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда.

Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т.п.), младшие дошкольники при этом, еще не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как – будто ведут машину, как – будто готовят обед).

У старших дошкольников в игре нередко возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу – дочку или выстирать ее испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия.

Связь труда с игрой происходит и тогда, когда (в более старшем дошкольном возрасте) в ходе ее возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного движения, флажках, фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке своей замысел также побуждает детей включиться в труд. Нередко труд перемешивается с игрой. Ребенок несет баночки с красками на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

Для трудовой деятельности детей младшего возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например: ребенок, полив растения начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать на второй. При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей, она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под руководством воспитателя, у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до полученного результата.

В трудовой деятельности старших дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющей особой привлекательности, если понимают его значение для других.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

  • ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
  • обучение простейшим трудовым навыкам;
  • воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
  • воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В окружающей жизни : детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. В начале,  внимание детей привлекают лишь моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.

Поручения  это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности.Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда. Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.

Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги («Отодвинуть стульчик, чтобы Наташе было легче пройти к игрушкам», «Помогите друг другу засучить рукава» и т.д.). Так дети привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.

Изучив научную и методическую литературу по формированию у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручения. Я пришла к выводу, что поручения в младших группах используются  для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовыми навыками и умениями, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потре6ности в общении со взрослым для подготовки к другим формам организации труда.

Анализ передового опыта по данной проблеме, показал, что для начала необходимо изучить возможности детей. Затем организовывать трудовые поручения с простых заданий и индивидуально, причем необходимо заинтересовать детей. Также необходимо показывать и объяснять важность определенного поручения. Можно использовать, показывая трудовой процесс, их знания о трудовом процессе, тем самым активизировать детей.

В конце поручения необходимо давать положительную оценку, независимо от того правильно ли сделал ребенок, похвалить его. Огромное значение придается и инициативе ребенка, если он захотел, что-то сделать. Он просит воспитателя, например: полить комнатные растения, просит у воспитателя лейку, водички как бы просит разрешения, или какой-то трудовой процесс делает сам, а воспитателю необходимо поддерживать его инициативу, самостоятельность.

Необходимые условия для овладения трудовыми навыками и умениями должны быть не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

.

 

 

 

Литература

1. Буре Р.С., Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду – М.: Просвещение, 1987 – 194 – 195 с.

2. Буре Р.С., Година Г.И., Учите детей трудиться – М.: 1983.36. Воспитание детей в труде // Нечаева В.Г. – М.: Просвещение – 1983.

3. Воспитание детей третьего года жизни // Нечаева В.Г. – М.: Просвещение – 1965.

4. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста // Година Г.Н., Пилючиной Э.Г., М.: Просвещение – 1987.

5. Галлер Л.А., Все начинается с примера – Минск – 1982.

6.  Гулегенова Л.Т., На детском огороде // Дошкольное воспитание – 1997 – №6.

7.  Дошкольная педагогика // Ядешко В.Н., Сохина Ф.А., М.: Просвещение – 1978 – гл. 14 – 276 – 292 с.

8.  Ильина Р.А., Воспитание трудолюбия и любви к природе // Васильева М.А.: Просвещение – 1984 – 51 – 55 с.

9.  Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педагогика – М.: Просвещение – 2001 – 174 с.

10.  Козьменко А., Организация дежурства и их роль в воспитании // Дошкольное воспитание – 1987 – №12 – 12–16 с.

 

Опубликовано: 26.12.2016