Реализация принципа наглядности в дошкольном воспитании

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Столярова Наталья Александровна

Организация: МКДОУ детский сад №19- Центр развития ребенка

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

Наглядные пособия в детском саду это - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений. Использование наглядных пособий способствует формированию у детей материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные пособия применятся в детских садах на различных этапах учебного-воспитательного процесса: при ознакомлении с  новым  материалом, при закреплении его с детьми, во время повторения изученного материала и при проверке воспитателем знаний детей, а также в игровой и самостоятельной деятельности детей.

Классификация наглядных пособий

Особую роль наглядность играет в обучении детей дошкольного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, более прочному усвоению знаний, приобретению жизненного опыта.

В зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности.

Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция — знакомство детей с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция — знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино). Ее функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция — знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио, компакт-диски, флеш-карты); функция — воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы,
карты, таблицы); ее функция — развитие абстрактного мышления,
знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением
реального мира.

Смешанная наглядность — учебный звуковой кинофильм; функция — воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Прежде чем отобрать для занятия какой-либо вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей.

При ознакомлении с новым материалом основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид - печатные картины и иллюстрации, как демонстрационные, так и раздаточные.

Картина и иллюстрации как средство обучения в учебно-воспитательном процессе применяются в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в виде рисунков в детской литературе. Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их постоянное применение в детских садах: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни.

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Их основу  составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов,  объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: «Деревья», «Домашние животные», «Зимние забавы» и т. п. ). Одни таблицы применяются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие —для уточнения, расширения знаний учащихся.

Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни.

Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных общим  признаком коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв и т. д.

Модели, макеты, муляжи — это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В дошкольных учреждениях используются некоторые технические модели — часовой циферблат, термометр и т. д. В качестве демонстрационных пособий на занятиях применяются муляжи плодов овощей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные на уроках труда макеты ландшафта.

Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования, широко применяются в учебном-воспитательном процессе. К ним относятся: гербарные листы различных растений, образцы полезных ископаемых, индивидуальные модели из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.).

Важное место среди учебно-наглядных пособий занимают экранные, звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств (фильм, диафильм, диапозитив) имеет свою специфику. Для дошкольников особенно большое значение имеют познавательные фильмы типа  «Времена года», «Животные в разные времена года», «Растения в разные времена года», «Вода в природе», «Лес». Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении воспитателем  выполняют главным образом иллюстративную функцию.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации учебно-воспитательного процесса, при закреплении полученных знаний , при углублении и расширении кругозора дошкольников, в самостоятельной деятельности детей, в творческой и исследовательской  деятельности ребят. В этом случае воспитатель  определяет задание, направляет деятельность дошкольников. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать занятия большим количеством наглядных пособий, так как это мешает детям сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы.

 

 

Список использованной литературы
 

  1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 1998 .
  2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М, 1985.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
  4. Дошкольное воспитание. – М., 1999. - №4. с.54-59
  5. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов// Советская педагогика. - 1978. - № 10. с. 22.
  6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987.
  7. Занков Л.З. Дидактика и жизнь. - М., 1968.
  8. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. - М., 1979.
  9. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
  10. Леонтьев А.11. Психологические вопросы сознательности учения. - М., - 1983.-т. 1.-с. 360.
  11. Оборудование педагогического процесса в начальной школе. – М.: «Просвещение», 1975.
  12. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987.
  13. Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. - М., 1928-1958.
Опубликовано: 20.12.2016