Эмоциональное раскрепощение детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности
Конференция: Современные технологии в обучении
Автор: Менжулина Жанна Валериевна
Организация: МКДОУ детский сад №19-Центр развития ребенка
Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь
В небольшом провинциальном городе прикоснуться к искусству не всегда бывает возможно. Театрализованная деятельность – это развитие речи, расширение кругозора, раскрепощение детских душ.Так и возникла идея «побороться за души детей» театром. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, обучения чувствованию и художественному воображению. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Так была создана театральная студия «Золотой ключик».
Пояснительная записка
- Руководитель кружка - Менжулина Жанна Валериевна. Музыкальный руководитель МКДОУ д/с №19 – ЦРР. Высшая квалификационная категория. Кружок действует с 2005-2015 год.
- Цель кружка.
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.
Задачи кружка.
- Побуждение интереса к театрально-игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
- Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам,
- Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
- Развитие речи детей с помощью кукольного театра; обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
- Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Развивать желание выступать перед детьми и родителями.
Ожидаемые результаты
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
- Развитие психологических процессов (мышление, речь» память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
- Личностных качеств( дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки, любовь к животным).
Перспективный план работы кружка «Золотой ключик» на 2014-2015 учебный год.
Сентябрь
Тема: "Давайте познакомимся".
Цель:
- формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство;
- побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.
Тема: "Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое".
Цель:
- стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализированной игры и активное участие в ней;
- развивать двигательную активность детей.
Тема: "Ходит осень по дорожкам", (по сказке "Теремок")
Цель:
- стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки;
- пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека;
- учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.
Тема: "Прогулка по лесу".
Цель:
- учить детей эмоционально проговаривать фразы;
- воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса;
- развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление.
Октябрь.
Тема: "Мы играем и поем". (имитация игры на дудочке в свободной пляске "Маша и медведь")
Цель:
- вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками;
- побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения.
Тема: "Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить".
Цель:
- учить отождествлять себя с театральным персонажем;
- развивать внимательность; учить сочетать движения и речь;
- закреплять знания об окружающем.
Тема: "Во садочке я была…”
Цель:
- учить детей свободно двигаться, «используя все окружающее пространство;
- воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений;
- помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.
Тема: "Игровая викторина по стихам А. Барто".
Цель:
- развивать имитационные навыки;
- развивать фантазию, эмоциональную память;
- воспитывать дружелюбные отношения в игре;
- продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.
Ноябрь
Тема: "Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет".
Цель:
- продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление;
- развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.
Тема: "Мы водили хоровод".
Цель:
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
- развивать подражательные навыки и фантазию;
- формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.
Тема: "Заюшкина избушка" (театр конусной игрушки).
Цель:
- поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки;
- обесточивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.
Тема: "Зеркало, зеркало - скажи...".
Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.
Декабрь
Тема: "Потеряли котятки но дороге перчатки".
Цель:
- развивать умение следить за развитием действия;
- продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.
Тема: "Встали детки в кружок - закружились как снежок".
Цель:
- продолжать учить детей импровизировать под музыку;
- развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы;
- развивать память физических ощущений.
Тема: "Мешок с сюрпризом", (театр на картоне)
Цель:
- побуждать интерес к театральной игровой деятельности;
- обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения;
- развивать пространственное и образное восприятие.
Тема: "Заходите в гости к нам".
Цель:
- развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве;
- формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству;
- развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции.
Январь
Тема: "Сказка о глупом мышонке".
Цель:
- побуждать детей к активному участию в театральной игре;
- учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь;
- учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.
Тема: "Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один".
Цель:
- познакомить детей со сказкой "Лиса, заяц и петух";
- формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений;
- воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.
Тема: "Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!".
Цель:
- учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя;
- воспитывать коммуникативные навыки общения;
- учась сочетать речь с пластическими движениями;
- побуждать участию в театральной игре.
Тема: "Звери в гостях у Снегурочки".
Цель:
- вызвать желание участвовать в играх-драматизациях;
- подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения.
Февраль
Тема: "Без друзей нам не прожить ни за что на свете".
Цель:
- учить детей отгадывать загадки;
- развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;
- воспитывать любовь к животным.
Тема: "В гости к ежику и лисе".
Цель:
- учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса;
- формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений;
- развивать воображение и способности к творчеству;
- воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.
Тема: "Мы актеры".
Цель:
- формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия;
- воспитывать партнерские отношения между детьми.
Тема: "В гости пальчики пришли".
Цель:
- развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;
- развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук;
- воспитывать партнерские отношения между детьми;
- учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.
Март
Тема: "Весна пришла!".
Цель:
- учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами;
- воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.
Тема: "Смоляной бычок".
Цель:
- развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре;
- продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.
Тема: "Представьте себе...".
Цель:
- вызвать у детей радостный эмоциональный настрой;
- развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции;
- учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.
Тема: "Воробей и кот".
Цель:
- учить детей слушать сказку;
- рассказывать ее вместе с воспитателем;
- формировать необходимый запас эмоций;
- развивать воображение.
Апрель
Тема: "В тесноте, да не в обиде".
Цель:
- учить детей отгадывать загадки;
- воспитывать коммуникативные качества;
- учить сочетать речь с движением;
- развивать воображение.
Тема: "Свет мой зеркальце скажи".
Цель: развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.
Тема: "На болоте две подружки, две зеленные лягушки".
Цель:
- развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью;
- учить детей использовать в игре все пространство;
- воспитывать коммуникативные качества;
- формировать необходимый запас эмоций.
Тема: "Дайте только срок, построим теремок!".
Цель:
- продолжат учить детей отгадывать загадки;
- развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции;
- учить сочетать движения и речь;
- развивать воображение.
Май
Тема: "К нам гости пришли!"
Цель: вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учит детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.
Тема: "Ладушки-ладошки"
Цель:
- учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре;
- развивать память;
- учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя;
- воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества;
- развивать артикуляционный аппарат;
- формировать живой интерес к русскому фольклору.
Тема: "Пчелки-детки, полетели!"
Цель:
- развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки;
- развивать творческие способности детей;
- побуждать к активному участию в театральном действии;
- учить интанционно-выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста.
Тема: "Два веселых гуся"
Цель:
- развить намять физических ощущений;
- учить интанционно-выразительно проговаривать фразы;
- воспитать бережное отношение к окружающему миру;
- развить пантомические навыки.
Литература
- Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова "Театрализованные игры в д/с" Москва "Школьная пресса" 2000 г.
- М.Д. Махаивва "Театрализованные занятия в д/с" Москва, Творческий центр "Сфера", 2003 г.
- Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко "Кукольный театр -дошкольникам" Москва "Просвещение", 1982 г.
- КВ.Штшнько "Воспитание искусством в д'с" Москва, Творческий центр "сфера", 2007 г.
- Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милатнотч Программа Театр - творчество -дети" Москва, 1995 г.