Единство с природой

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Малюкова Галина Юрьевна

Организация: МКДОУ детский сад №19- Центр развития ребенка

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

План.

1. Обучающие и воспитательные функция природы.

2. Теоретические аспекты экологического воспитания.

3. Значение совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе экологического воспитания.

4. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ.

 

«Экологическое воспитание и образование

превращаются в стержень современного

образования, являясь ключом к перестройке

 современных систем образования и общества

 в целом. А воспитатель становится одной

 из центральных фигур современного

гражданского общества».

(Н.Н. Моисеев).

 

 

 

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольника приобретает особую остроту и актуальность и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

В новом тысячелетии на смену натуралистическому движению пришло движение экологическое. В связи с этим возникли иные вопросы. Главной задачей нашего времени стало сохранение природы. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».

Необходимо дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир - это главная задача на сегодняшний день.

Даже если остановить все производство (что нереально), загрязнение окружающей природной среды будет еще многие года отражаться на жизни и здоровье людей. Поэтому необходимо принимать все возможные меры для улучшения состояния окружающей природной среды. На нынешнем этапе существование человека многоаспектно: работа, быт, отдых - все это протекает в чрезвычайно трансформированной среде. На работе в промышленных предприятиях, особенно в металлургических, энергетических и других работающие в них люди мирятся с загрязнением атмосферного воздуха, важных объектов, почвы. В быту часто не обращают внимание на экологичность продуктов питания, товаров народного потребления. На отдыхе не обращают внимание на загрязненность рек (купание в грязной реке).

Экологическое образование должно идти по иерархической лестнице: семья - детский сад – школа.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

  • формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве;
  • способствовать пониманию целостной картины мира - в школе;
  • развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

В современных экологических исследованиях главным является всестороннее изучение современного и прогноз возможного состояния окружающей среды, исследование закономерностей распространения загрязнителей в компонентах биосферы, изменении в состоянии здоровья людей, изучения возможных путей оптимитизации и управления окружающей природной средой на локальном, региональном и глобальном уровнях. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Экологическим воспитание детей  предполагает  воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Необходимо учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу привлекательно для детей.Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

 

При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

  • цель экологического образования - формирование человека нового типа умеющего жить в относительной гармонии с природой;
  • дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
  • знания - помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
  • дети дошкольного возраста воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения;
  • несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе;
  • содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
  • экологическое образование - способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;
  • нормы экологического поведения должны научить детей понимать и формировать самостоятельно причинно-следственные связи в природе;
  • экологическое воспитание способствует формированию у детей навыков рационального природоиспользования.

В наши дни в дошкольных учреждениях эмоциональное отношение детей к объектам природы играет большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Детям  нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Педагоги в процессе обучения обращают внимание детей. У детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природы.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Воспитатели не должны употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка).

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что -либо вокруг себя в лучшую сторону (хотя бы не бросать мусор на улице). Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Важно вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Эта идея отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, советских педагогов В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили идр

Сотрудничество взрослого и ребенка характеризуется особенностями совместной деятельности:

  • контакт между ее участниками;
  • понимание всеми участниками смысла деятельности;
  • распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
  • возникновение и проявление межличностных отношений, которые влияют на достижение конечного результата.

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.).

Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, теплицы и пр., приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада может принимать различные формы Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

  • слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
  • наблюдая за деятельностью взрослых;
  • практически участвуя в ней.

Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

  • если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;
  • если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, являются главным методом экологического воспитание - методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания.

 

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик». «Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста». М., 1997 г.

2. Ашиков В. «Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников», ж. // «Дошкольное воспитание», 1998 г. № 2 с. 34.

3. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». - М.: Просвещение, 1988 г.

4. Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками», ж.//Дошкольное воспитание, 2002 г. № 7 с. 18.

5. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных». - М.: Просвещение, 1988 г.

6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», в 2-х частях - Минск: «Аскар», 1996 г.

7. «Мы», программа экологического образования детей. СПб: «Детство - Пресс», 2001 г.

8. ж.// Начальная школа - 2002 г., № 7.

9. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе». М., 1993 г.

10. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995г.

11. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», ж// Дошкольное воспитание, 1998 г. № 2, с. 13.

12. Николаева С.Н. «Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей» ж// Дошкольное воспитание, 2002 г. № 7, с.52.

13. Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» ж// Дошкольное воспитание, 2002 г. № 10, с. 40.

14. Педагогика - 2002 г., № 7.

15. Попова Т.И. «Мир вокруг нас», материалы комплексной программы культурно-экологического воспитания детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. -1998 г. Педагогика - 2002 г. , № 7.

16. Рыжова Н.А. «Не просто сказки». – М.: Линка-ПРЕСС, 2002 г.

17. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Волшебница вода». М., 1997 г.

18. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Я и Природа», М., 1996 г

Опубликовано: 17.12.2016