Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Голубева Татьяна Михайловна

Организация: ФКПОУ «НГГТКИ» Минтруда России

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Внимание к вопросам здоровья в нашей стране в последние годы заметно возросло, закономерно возросло и внимание к здоровью обучающихся и студентов. Эта проблема требует к себе особого внимания, особенно если касается студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Основные проблемы у многих молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – низкие резервы их здоровья, высокая степень иждивенческих ожиданий, слабая степень их созидательной активности и социальной интеграции.

Многие студенты с ОВЗ мало двигаются и мало общаются, неправильно питаются, часто находятся в состоянии тревоги, раздражительности,  курят и выпивают, не имеют элементарных навыков культуры поведения.  Все это не способствует улучшению здоровья студентов. Люди с ограниченными возможностями имеют острую необходимость в поддержании здоровья, получения информации о здоровом образе жизни и правильном питании, психологической поддержки.   В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в воспитательный процесс, с целью создания в общеобразовательном учреждении условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся, на основе современных технологий.

Здоровый образ жизни студентов с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.        В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровье сберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у студентов. Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека, позволит студентам с ограниченными возможностями здоровья ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих; успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности.

Это подразумевает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательный процесс. Работа по здоровьесбережению должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья обучающихся.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии нацелены на сохранение, формирование и укрепление здоровья студентов с ОВЗ, которые  позволят студентам с ограниченными возможностями здоровья ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих; успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности.

Основной задачей образовательного учреждения всегда была и остается подготовка специалистов высокого класса, которые будут востребованы обществом. Образовательное учреждение несет ответственность за здоровье своих студентов, что записано федеральными законами «Об утверждении федеральной программы развития образования» (от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999г. № 52-ФЗ) и ряде нормативных документов Министерства образования, Здравоохранения и т.д. Невозможно сформировать успешного и конкурентоспособного молодого человека без формирования и развития у него потребности в здоровом образе жизни.

Здоровье выступает как ведущий фактор, определяющий не только гармоническое развитие личности студента, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности [1, с.91]. Приобщение студентов с ОВЗ к сохранению собственного здоровья через процесс обучения, воспитания или социализацию личности. Уже на первом курсе необходимо создавать четкую мотивацию на здоровый образ жизни, которая на протяжении учебы на основе принципа последовательности будут формировать систему взглядов, отношений и практических действий студентов, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья.

В работе отдельного педагога здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности обучающегося к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.

Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, воспитание и развитие студентов осуществляется без нанесения ущерба их здоровью[3, с.23].

Поэтому  целью  моей работы с обучающимися с ОВЗ, как воспитателя: не только формирование  интереса и потребностей к занятиям  спортом, здоровому и активному образу жизни, но и  создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей; предоставление  обучащимся различных    видов деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей; вовлечение их в самостоятельную познавательную деятельность; формирование  толерантной личности, способной  свободно адаптироваться в современном мире.

Задачи, поставленные мною, решаются с помощью различных мероприятий: бесед,  диспутов, ролевых игр, часов общения на различные нравственные темы,  походов в местный краеведческий музей, анкетирования,  конкурсы, анкетирование, тематические викторины,  устные журналы, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек, спортивно- оздоровительных мероприятий, эстафет.

Если мы научим обучающихся  ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В условиях здорового образа жизни у личности формируется ответственность за здоровье как часть общекультурного развития, возникают реальные предпосылки для профессиональной активности в случаях, когда наиболее полно раскрывается творческий потенциал личности. 

В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с.

2. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

3. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.  

4. Никифоров, Г.С. Психология здоровья: учеб.пособие / Г. С. Никифоров. - CПб.: Речь, 2002. - 256 с.     

5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.

6. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

Опубликовано: 12.12.2016