Использованиея ИКТ на уроках музыки как условие активизации познавательной и творческой деятельности учащихся с ОВЗ

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Королева Екатерина Петровна

Организация: БУ Нижневартовский социально-гуманитарный колледж

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

Для современного ребёнка компьютер является равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которых ему так не хватает. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учёбе, но и возможности регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрения правильных решений позитивно складываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Источником мотивации является занимательность.

С поступлением в школу ведущей для ребёнка деятельностью становится учебная. Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку страдают нарушениями психического развития, что и определяет особую логику построения учебного процесса. Несоответствие уровня  развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию учебной задачи и предлагаемой информации.  Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость,  отсутствие интеллектуальных мотивов,  снижение внешней мотивации учебной деятельности и как следствие снижение познавательного интереса. Для повышения мотивации «особых» детей нужны нестандартные подходы,  новые техники и технологии.

Целью специального образования является введение в социум ребенка, по разным причинам выпадающего из него. Достичь этой цели можно, используя особые методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Достичь этой цели можно, используя инновационные технологии. Наиболее эффективными в работе с «особыми» детьми являются информационно-коммуникативные технологии.

Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. В связи с этим использование ИКТ - неотъемлемая составляющая современного урока, особенно при работе с детьми с ОВЗ. Основные преимущества ИКТ заключаются в том, что позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Уроки музыки наиболее полно предоставляют благоприятные возможности для условий работы с «особыми» детьми. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным, формирует эмоционально положительное отношение к предмету, обогащая музыкальный опыт детей, прививая им знания, развивая элементы наглядно-образного и теоретического мышления и тем самым повышая значительно эффективность образования.

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.  Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»). Применение информационных технологий на уроках не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

Формы использования  ИКТ:

  • компьютерные презентации;
  • интерактивная доска (игры, тесты, тренировочные упражнения);
  • готовые программные продукты: учебные диски, электронные библиотеки, виртуальные экскурсии;
  • видео и аудиофрагменты;
  • работа в сети Интернет (поиск информации, общение).

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ открывает возможности:

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
  • создать положительную мотивацию за счет использования средств;
  • привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • оптимально использовать время на занятии;
  • видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ используем возможности программы Power Point, где можно создавать мультимедийные презентации, а программу Microsoft Publisher можно использовать для создания публикаций, буклетов, для оформления информации для родителей. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации. Использование электронных энциклопедий и справочников: «Энциклопедия классической музыки», «Шедевры музыки», «Энциклопедией популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Учимся понимать музыку» и др. делает урок музыки более интересным и познавательным для детей с "особыми" потребностями. Благодаря  мультимедийным  пособиям, дети  стали отличаться высокой активностью на уроках  (высказывать своё мнение,  размышлять, рассуждать, восприятие музыки стало более эмоциональным).

Для активизации творческой деятельности используем:

Интерактивную доску, объединяющую проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, Использование интерактивной доски разнообразно: как средство наглядности, контроль и проверка знаний, подготовка презентаций, творческая работа, диагностика обучения и др.

Музыкальные конструкторы, которые позволяют создать полноценное музыкальное произведение с помощью шаблонов, алгоритмов, образцов -  точно так же, как ребёнок складывает из кубиков дом или мастерит из конструктора машину или что-то другое. А что еще нужно начинающему музыканту? Прежде всего уверенность в своих силах, сознание того, что всему можно научится. Работа в программах-конструкторах проста в обращении и неизменно радует результатами любого пользователя. Процесс создания музыки в таких программах технически предельно прост. Применение программ данной группы на уроках или в качестве элективного курса позволяет заинтересовать детей, приобщить их к сочинению музыки, а качественный результат за небольшое время даст мощный толчок творческому развитию.

Учащиеся с ОВЗ плохо запоминают название разучиваемой песни, с трудом, лишь после многократных повторений, усваивают её текст и последовательность куплетов, поэтому вокально-хоровая работа на уроке музыки (пение караоке) может проходить с помощью программ «Windows Media Player», «WinAmp» и т.д.

Ребята с творческим задором поют песни с различным аккомпанементом. Готовят сопровождение (минусовки) к огромному количеству песен, способствует значительному расширению круга исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей, развитию их исполнительских способностей. Даже эпизодически используемый в работе микрофон становится мощным дополнительным стимулом для музыкальных занятий. В этом случае ребята имеют возможность показать себя с лучшей стороны, почувствовать себя настоящими артистами.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках музыки с учащимися ОВЗ полезно и целесообразно. Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом моральный подъем, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Усиливается мотивация ребенка, активизируется познавательная деятельность, формируются  коммуникативные и информационные компетенции. Все это делает учебный процесс не только доступным для детей с особыми возможностями, но и интересным. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус в коллективе.

Урок с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания - развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, ориентироваться в современном информационном пространстве.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Музыкально-компьютерная программа «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» РООИ БЦ «Гармония» - третье издание, 2014.
  2. Полозов С.П.«Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование». - Саратов, 2012.
  3. Садикова И. М. «Обучающие компьютерные программы на уроке музыки».- М., «Музыка в школе», № 3,2009.
  4. Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области «Искусство»Материалы сайта www.it-n.ru «Сеть творческих учителей». 

 

Опубликовано: 29.11.2016