Отношение к профессии – существенный элемент в воспитании человека

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Гиззятова Алина Анасовна

Организация: ГБПОУ СМК

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Учеба в колледже сегодня является прекрасным стартом для молодых людей, желающих как можно раньше вступить во взрослую жизнь и начать строить карьеру, получая не только знания, но и профессиональный опыт. Квалифицированные рабочие кадры и специалисты среднего звена на данный момент востребованы среди работодателей больше всего и поэтому важнейшим требованием к выпускнику сегодня - является обеспечение его профессиональной компетентности. В традиционном понимании это определяется накоплением общепрофессиональных и специальных знаний, а также практических навыков и умений специалиста любого профиля, перечень которых зафиксирован в ФГОС.

Формирование профессионального потенциала будущего работника требует изменений структуры и содержания образовательных программ, использования (в числе других) новых педагогических методов и технологий, а также новых критериев оценки, поступающих на обучение и обучающихся.

На протяжении всей истории человечества проблема воспитания специалистов – профессионалов была актуальна. Каждая эпоха, перенимая опыт предыдущих поколений, привносила в этот процесс новое, свойственное только ей понимание профессионала, мастера своего дела [6].

Любая профессиональная деятельность одновременно объединяет и обособляет людей. В результате трудовой деятельности, возникает искусственно созданная среда человеческого обитания, в которой существуют и развиваются различные сферы деятельности человека, различные отношения и связи в этих сферах, возникает своя, свойственная только данному профессиональному сообществу культура, система взглядов и убеждений, своя система ценностей и приоритетов, то есть имеет место говорить о  «воспитательной среде», «профессиональной культуре», « профессиональной этике», «профессиональной чести» [2].

Понятие «воспитательная среда» трактуется в литературе неоднозначно: так Шмырева Н.А. определяет ее как «совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности», Крецан З.В. заостряет внимание на том, что  воспитательная среда - «среда обитания  ребенка, благоприятная для формирования у ребенка положительных качеств; это ближайшее окружение, т.е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи,  классный коллектив, преподаватели, воспитатели».

Формирование современной личности специалиста - профессионала является одной из главных задач нашего общества. Но оно не совершается само по себе, а требует создания материальных, объективных социальных условий и реализации возможностей для духовно – нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития специалиста как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Но наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания будущего специалиста – профессионала [4].

Профессиональное воспитание можно определить, как воздействие на личность учащегося, которое формирует его мастерство, нравственный облик, интересы, способствует умственному и физическому развитию, повышению общекультурного уровня. Профессиональное воспитание рассматривается как важнейшая составляющая часть общей системы воспитания.

Главную роль в выборе определенного вида трудовой деятельности, профессии играют мотивы. Они зависят от целей, интересов и потребностей данной личности. Выявление мотивов выбора профессии учащимися позволили определить, что именно побудило их избрать данную профессию.

Так, исследование жизненных правил и ценностей, проведенное среди студентов колледжа, показало, что подавляющее большинство учащихся (около 95%) способны так или иначе сформулировать свое жизненное правило. В полученном спектре жизненных правил с определенной степенью точности их смысловой интерпретации можно выделить правила, связанные с трудом, с отношением учащихся к учебно – познавательной деятельности, к знаниям, умениям и навыкам; с морально – этическими отношениями (к обществу и окружающим людям); с их отношением к материальным благам; к духовным ценностям; с их отношением к самим себе (к своим интеллектуальным, практическим, морально – волевым и физическим качествам) [3].

Данные опроса показывают, что в качестве главного в жизни на первое место многие учащиеся ставят материальные блага и деньги (15,5% опрошенных); на второе место – здоровье (11,1%), на третье место – семью, дружбу и любовь (10,9%); затем идут такие факторы, как успех (7,7%), уверенность в себе (7,7%), знания (6,6%), работа (5,5%) и другие жизненные ценности.

В качестве главного в человеке учащиеся выделяют:

- морально – этические принципы и устои личности (честность, ответственность, чувство долга, порядочность и благородство – 49%);

- морально – волевые и интеллектуальные качества личности (ум, характер, уверенность в себе, чувство собственного достоинства – 42,4%);

- морально – гуманистические качества и свойства (доброта, уважение к другим людям, отзывчивость, искренность – 22,4%).

Следует отметить, что учащиеся очень редко выделяют в качестве главного в человеке то, что характеризует его с точки зрения труда: только четверо отметили главным в человеке умение работать и жить своим трудом.

Лишь каждый десятый учащийся видит главным в человеке его ум, широту знаний и интересов.

В качестве главного в работе учащиеся отмечали:

1. Заработная плата – 35,5%.

2. Профессионализм и мастерство – 32%.

3. Интерес к работе – 9%.

4. Качество работы, ответственность, добросовестность, трудолюбие, старательность – 5,5%.

Как можно видеть, относительно мало учащихся считают главным в работе интерес к ней. Характерно, что никто не назвал в качестве главного в работе и культуру труда.

Анализ приведенных данных позволяет нам обозначить следующие проблемы профессионального воспитания:

1. Содержание и характер учебно – производственной и внеклассной воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях организуется так, что явно недостаточно используется ее потенциал как фактор профессионального воспитания.

2.  Недостаточно также учитываются и реализуются внутренние морально – психологические возможности самих учащихся (их интересы, мотивы и потребности) в развитии их общей профессиональной культуры на основе различных форм деятельности и общения.

В формировании личности важным является понятие «воспитательный идеал». В этом понятии для конкретного общества заключены те основные цели и задачи, при решении которых общество получит определенный тип личности. Следовательно, от правильного определения понятия во многом зависит направление и результативность практической работы по становлению личности [4].

Роль этих идеалов в обществе велика, так как они выражают в конечном счете перспективные направления различных классов о том, какую личность с определенными характерологическими чертами предстоит сформировать и какие средства для этого потребуются.

Исходя из вышесказанного, приходим к выводу о том, что под критерием формирования личности можно понимать определенный воспитательный идеал, в частности идеал специалиста – профессионала.

Отношение к профессии – существенный элемент в воспитании человека. Самое главное здесь – общая сознательная мотивация на труд, желание и готовность трудиться на свое благо и благо общества. Для этого должны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства: уважение к людям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы эти общие установки подросток умел «оборачивать на себя», т.е. ценить самого себя за свой труд, находиться в согласии с самим собой, если он занят трудом, и чувствовать внутренний конфликт, неудовлетворенность собой, если он не работает. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своей профессии, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят делом, одобряемым и вознаграждаемым обществом.

 

 

 Литература

  1. Абдуллина O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. - №3. - С. 165-170
  2. Белов В.И. Профессиональное воспитание его содержание и сущность: Учебное пособие. СПб.: ЛОИРО 2004г.
  3. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология и образ жизни. – М.: Наука, 2001. - С. 137-145.
  4. Амонашвили Ш.А. Вера и любовь – М., 1996.
  5. Ананченко М.Ю. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры специалиста. С.11./ Формирование профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы X областной студенческой научной конференции и V международных педагогических чтений. /Сборник статей и тезисов. /Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. - Архангельск: Издательство СГМУ, 2003. - 160 с.]
  6. Ариарский М.А., Бутиков Г.П. Прикладная культурология на службе личности // Педагогика. 2001. № 8. С. 9–16.
  7. Безрукова, В.С.  Педагогика: 3-е издание, пеореработанное и дополненное / В.С.Безрукова; ЛГУ им. Герцена, 2007.- 419с.
Опубликовано: 03.11.2016