Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям, добро и справедливость

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Сарапулова Вероника Викторовна

Организация: МАДОУ «Детский сад №77»

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

В наше время особую актуальность приобретает важнейшая из задач нравственного воспитания личности приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимся в категориях добра и справедливости. Решение этой задачи имеет исключительно важное значение в младшем дошкольном возрасте.

В воспитании детей своей группы я придерживаюсь личностно-ориентировочной модели воспитания, основанной на признании самоценности детства, способности взрослого понимать и принимать внутренний мир ребенка. Нравственное воспитании детей с позиции личностного подхода- это ориентация ребенка на видение и понимание другого человека, развитие способности идентифицировать себя с другими людьми. В рамках такого подхода к воспитанию необходимо  использовать положительную, предвосхищающую оценку для формирования у младших   умения  проявлять доброжелательное отношение к своим друзьям по группе например оказать помощь товарищу когда ему это необходимо, заботится друг о друге, проявлять сочувствие, если он попал в беду, делиться с ним чем либо и уступить ему любимую игрушку , или не обижать его. Положительная оценка взрослым действий малышей является не только условием которое способствует лучшему  усвоению детьми нравственных представлений, но и средством которое побуждает их к проявлению доброжелательности друг к другу. Предвосхищающая оценка может  быть использована как  в стихийно возникающих ситуациях взаимодействия детей, а так же в специально организованных  педагогом ситуациях. Наблюдения показывают  следующее, что жизнь детей в дошкольном учреждении имеет большие возможности для организации ситуаций, способствующих возникновению доброжелательных взаимоотношений между детьми с помощью оценочных воздействий.

В нашей группе разновозрастные дети, есть дети, которые посещают детский сад непродолжительное время,  и еще не привыкли. Таким ребятам помогают дети постарше: Андрей, Настя, Алиса, Ярослав, Дима. Во время сбора на прогулку и по возвращению с неё старшие ребятки оказывают посильную помощь в одевании и раздевании. При этом я использую положительную предвосхищающую оценку, т.е. сообщаю детям знания о формах и способах проявления доброжелательности к сверстнику- необходимости помочь ему, успокоить, пожалеть, рассказать что-нибудь смешное, веселое. Выражаю уверенность в том, что ребенок к которому обратились за помощью, добрый, всегда поможет в беде другому, тем самым без нажима и требований побуждаю его к проявлению доброжелательности. Информация которую получает ребенок, и реальное проявление доброжелательности приобретают  положительную эмоциональную окраску. Ребенок гордится тем, что его похвалил взрослый, и уверенно действует по отношению к сверстнику.

Положительная предвосхищающая оценка может использоваться также в стихийно возникающих ситуациях, в которых дети проявляют доброжелательность без побуждения взрослого. В таких случаях внимание детей не фиксируется на затруднениях сверстников, их отрицательном эмоциональном состоянии. Особенность использования предвосхищающей оценки при этом заключается в следующем: педагог сообщает сведения о других формах и способах доброжелательности которые ребенок мог бы проявить в каждой конкретной ситуации, и побуждает его к их актуализации. Например Ваня, Алина, Алиса играют в куклы, я воспитатель обращаясь к ним, говорит что они  играют, дружно не  ссорятся. Делает акцент что они добрые, хорошие, игрушками делятся, помогают друг другу. Ваня встает, приносит коробку с одеждой для кукол и говорит: « Я Алине помогаю, ей нужно куклу одеть». Воспитатель поощряет  действия  «Молодец Ваня»! Ты добрый мальчик, позаботился об Алине, помог ей теперь её куколка не замерзнет.»  При этом дети будут довольны положительной оценкой их игры взрослым и еще долго играют вместе.

Методические приемы, способствующие проявлению доброжелательности используются и в стихийно возникающих ситуациях в которых дети проявляют недоброжелательность. При этом предполагаемое прекращение ребенком проявления недоброжелательности по отношению к сверстнику позволяет воспитателю положительно оценить ребенка, назвать его добрым. Положительная оценка взрослым малыша,  который проявляет  недоброжелательное отношение к товарищу, не вызывает у ребенка чувства протеста и обмана со стороны взрослого, а наталкивает его на разрешение конфликта и в результате проявление чувства собственного достоинства.  У ребенка появляется чувство уважения и доверительного отношения к взрослому. Таким образом:  когда взрослый предлагает способ разрешения конфликта ребенок прислушивается и принимает легко. Постоянное восхищение ребенком приписывание ему таких качеств как доброжелательность, умение сопереживать, умение пожалеть сверстника, вызывает у ребенка чувство гордости что приводит к быстрой смене негативного отношения на позитивное. Главным и важным является грамотно уметь применять и использовать в своей работе предвосхищающую положительную оценку для воздействие на отдельного ребенка так и на весь детский коллектив в целом.

Положительный результат в работе с детьми определяется и созданием в группе такой атмосферы, которая обеспечивала бы положительное эмоциональное состояние детей. Это во многом определяется стилем общения воспитателя с детьми. Только отказ от требований, наказаний, упражнений в послушании, т.е. от авторитарного стиля отношений с ребенком, позволяет сформировать доброжелательное отношение младших дошкольников друг к другу, умение избегать конфликтов, следовательно чувствовать себя в группе эмоционально благополучно.

Опубликовано: 26.09.2016