Музыка как здоровьесберегающий потенциал на занятиях по элементарному музицированию

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Антонова Людмила Захаровна

Организация: ГБОУ Гимназия № 402, с\п №3

Населенный пункт: г. Москва

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Дошкольный возраст является наиболее благодатным для всестороннего развития будущей личности. В последнее время животрепещущей темой становится культура и эстетическая сторона развития человека. Именно творческие, близкие к искусству люди творят историю, создают шедевры, пишут поэмы. И пусть воспитанники группы раннего эстетического развития пока еще дети (4-7 лет, благодаря специально организованной пространственной среде и четко скоординированной деятельности педагогов, синтезирующих все виды художественной деятельности, они создают свои собственные, порой неожиданные произведения искусства.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного развития организма.

Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

На основе изучения результатов исследований, был сделан вывод, что на состояние здоровья ребёнка в условиях Севера влияют следующие факторы:

- климатогеографические: низкие температуры воздуха, недостаток солнца, биомагнитные бури, дефицит двигательной активности;

- техногенные: неблагоприятная экологическая обстановка, выбросы газа;

- биологические: ухудшение состояния здоровья женщин, неполноценное питание;

- социальные: падение уровня жизни, стрессы, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недостаточность врачебного контроля.

Дети с ослабленным здоровьем, как правило, отстают от сверстников в общем развитии, у них не сформированы навыки общения, с задержкой формируется личностный комфорт, доминируют отрицательные эмоции, психоэмоциональный статус характеризуется состоянием тревожности, патологически повышенным напряжением.

Музыка как один из видов искусства, близка, понятна и любима детьми. Занятия музыкой могут являться одним из действенных звеньев в лечебной педагогике. Особый акцент с целью усиления терапевтического воздействия педагогами сделан на использовании метода элементарного музицирования. Его основоположником является Карл Орф. Именно совместное музицирование в синтезе хорового пения, инструментальной игры, движений создаёт благоприятную возможность для самовыражения и снятия психофизической напряжённости больного ребёнка.

Известно, что звуковой спектр состоит из высоких, средних и низких частот. Чрезмерная громкость и ритмы современной музыки безвозвратно уничтожают хранилища памяти ( низкие частоты) и разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование за формирование интеллекта (высокие частоты). В истории немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании терапевтических возможностей музыкального искусства.

К. Кениг в работе «К вопросу музыкальной терапии в лечебной педагогике» отмечал, что там, где должно быть достигнуто глубокое влияние музыки на организм, должен терапевтически действовать только музицирующий человек, как поющий, как владеющий инструментом и как воплощающий музыку в плане движения .

Групповое музицирование на инструментах, предложенное К. Орфом, обеспечивает уникальную возможность без специальной музыкальной подготовки музицировать на различных инструментах, где в основе лежит ритм - наиболее близкий природной детской сущности элемент музыки, который соединён с движением, речью, драматическим действием.

К. Орф так определял понятие «Элементарный»: «… элементарная музыка- это не музыка сама по себе; она связана с движением, танцем и словом; её нужно самому создать; в неё нужно включиться не как слушатель, а как её участник… Она не знает крупных форм архитектоники, она связана с небольшими хороводными формами, с простым видом рондо… В мелодии отправным пунктом стал для нас зов кукушки, нисходящая терция, попевка на двух ступенях, которая шаг за шагом расширялась и превращалась в звукоряд без полутонов, в мажорную пентатонику. Речевой основой стали имена, считалочки и простейшие детские песни. Это был мир доступный детям… »

Элементарное - это изначальное. Но не примитивное. Оно в простой форме может передавать «высокое» и «значительное» и, само собой разумеется, не является искусством второго ранга. Есть музыка высокодуховная и очень простая. Музицирование - это первозданный метод приобщения человека к музыке, древнейшая, первичная музыкальная стихия. Она понятна детям как игра в кубики, и к ней ребёнок должен прикоснуться на ранней стадии развития так, как она – залог его будущего музыкального развития.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМ.

Знакомство с инструментами: шумовыми (шеркунки, свистульки, ритмическими (клавесы, бубны, барабаны, ложки, треугольник, трещотка, тарелка, колокольчик, погремушки, кастаньеты, мелодическими (дудочка, блокфлейта, штабшпили - металлофон, ксилофон) ; упражнения и игры, направленные на активное усвоение детских музыкальных инструментов, участие детей в создании элементарной музыки, расширение сферы моторных действий, совершенствование речи, дыхания, коммуникативных навыков.

Репертуар: «Наш дом» , «Тень и тишина» «Веселые инструменты») .

Игры со звуком, направленные на самостоятельный поиск звукоизвлечений, освоение ритмических и звуковых партитур: упражнения и игры, направленные на развитие тембрового слуха, сенсорное развитие, музыкальное творчество.

Репертуар: «Утренние звуки», «Тень и тишина» .Использование звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы) : подготовительная фаза к инструментальной игре на инструментах Орф- оркестра. Эффективный вид творческой деятельности, выраженный в различных ритмических и звуковых модификациях. Их использование позволяет развивать акустическую, ритмическую, моторную, тактильную и визуальную восприимчивость. При чередовании состояний напряжения и расслабления при «телесной игре» поддерживается психическая и соматическая стабильность.

Репертуар: «Хохотальная разминка» , «Скок-скок», «Чепуха» .

Развитие ритма и, слуха, ансамблевого чувства- игры импровизации с пением, звучащими жестами, инструментами.

Пальчиковые игры и игры с клавесами: речевые, песенные модели (от образа, созданного пальцами - к ролевой игре- драматизации, развивающие координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление.

Репертуар: «Рондо с палочками» , «Забава с пальчиками» Ритмическая декламация как фактор естественного упорядочения, гармонизации и нормализации состояния ребёнка. Игры и упражнения на совершенствование речи, приобретение навыков совместной инструментальной игры.

Репертуар: «Совершенно непонятно» , «Веселые мыши».

Игры на коммуникативное развитие: уметь обращаться друг к другу, вести диалог, уважать противоположное мнение, уступать.

Репертуар: «Приветствие» , «Бинго» [1, с. 24], «Спичка- выскочка» .

Игры на эмоциональное развитие с использованием карт, мячей настроения. Идентификация инструментального звучания с настроением.

Репертуар: «Мячи настроения», «Растяпа», «Яша» .

Так же активно ведется работа с родителями. Родителям предлагаются различные формы сотрудничества, которые организуются в нескольких направлениях:

- Наглядная пропаганда;

- Совместное изготовление шумовых, музыкальных инструментов для шумового оркестра;

- Ознакомление с принципами творческого музицирования Карла Орфа;

- Ознакомление с авторской методикой использования в обучении музыке детских музыкальных инструментов;

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Анисимова М. В. «Музыка здоровья». Программа музыкального здоровьесберегающего развития дощкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014.- 128 с.

2. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

3. Петрушин  В. И. Музыкальная психотерапия.- М.,2000 г.

4. Радынова О. П. Программа « Музыкальные шедевры». Конспекты занятий по восприятию музыки.- М.: ТЦ Сфера, 2013 г.

 

Опубликовано: 11.08.2016