Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Яковенко Мария Леонидовна

Организация: МБОУ СОШ №2

Населенный пункт: Тверская область, ЗАТО Озерный

«…духовное единство народа и объединяющие нас

 моральные ценности – это такой же важный

фактор развития, как политическая и экономическая

 стабильность. Общество лишь тогда способно

 ставить и решать масштабные национальные

задачи, когда у него есть общая система

нравственных ориентиров».

 Альберт Лиханов

В  числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В последние десятилетия произошли поистине стремительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни не только России, но и мирового сообщества. В условиях глобализации социокультурных проблем, всеобщей технологизации, экологических катастроф, религиозного экстремизма, международного терроризма и т. д. мир стал перед «проблемой «человечности» современного человека».

Система образования не могла остаться в стороне от выше названных процессов в силу своей специфики. В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

Ни для кого не секрет, что в современном  российском обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, а тот, кто не уважает свою историю, вряд ли станет уважать себя – отсюда проблема алкоголизма, табакокурения и просто бессмысленности жизни.

В данной ситуации соответственно изменился и образ современного ученика. Он мало читает, отчуждён от знаний, страдает Интернет-зависимостью, во многом воспитан на идеалах западного общества, причём не на лучших его образцах, заражён нигилизмом, который, по словам Г. Честертона, всегда нов. Если мыслить ещё более приземлено, то далее стоит сказать о наркомании, росте подростковой преступности, детской беспризорности.

Задача нравственного воспитания в контексте названных проблем может трактоваться если не как условие, то предпосылка выживания человека, в силу чего наметились пути и формы в создании педагогически целесообразных условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей.

Но при всём том, на мой взгляд, без должного внимания остаётся главная проблема, которую необходимо решить прежде, чем выбрать одно из направлений. Это проблема исполнителя. Ведь подход в воспитании должен реализовать педагог, который ещё вчера просто следовал Программе, инструкциям и методическим рекомендациям. Чётко и жёстко эту проблему обозначила Г. П. Максимова: есть «школы с их классами, оценками, наказаниями и наградами, званиями и степенями и, что ещё печальнее, с педагогами, не знающими и не ведущими духовную жизнь» (7. С. 39).

Сегодня учитель сам нуждается как в духовно-нравственном просвещении, так и в психологической поддержке. Одними курсами повышения квалификации здесь не обойтись. Нужна система выращивания такого учителя.

Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности.

Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества. Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Их реализация требует, применительно к образованию, консолидации сил, согласования полномочий и ответственности важнейших субъектов национальной жизни — личности, общества и государства.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится, что национальные интересы России в духовной сфере «состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций гуманизма и патриотизма», а среди угроз национальной безопасности числятся: девальвация духовных ценностей и снижение духовно-нравственного потенциала общества. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации среди видов угроз указана «дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей...». К этой системе принадлежит и институт образования. При этом среди источников угроз информационной безопасности упоминается о «снижении эффективности системы образования и воспитания».

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

История развития народов, наций и цивилизаций доказывает, что преодоление сложности мира и его освоение осуществляется с опорой на духовность и веру. Духовно-нравственное воспитание школьников должно формировать личность ребенка на принципах морали, воспитывать у подрастающего поколения глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствовать становлению высокого профессионализма личности и тем самым наполнить высокодуховным смыслом современный идеал воспитания.

Анализ педагогического наследия позволяет утверждать, что улучшилось духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС дает четкое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания: национальная самоидентификация личности; единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды; религиозная образованность; соотношение общей цели с задачей развития духовности ребенка; интеграция ума и веры. Эти принципы реализуются через систему правил нравственного поведения, что позволяет как ученику, так и учителю в процессе духовно-нравственного взаимодействия осознавать вектор личностного роста и чувствовать значимость своей личности для других людей.

Что как не традиции, опыт прошлых поколений, обычаи родного края могут сформировать в человеке самые лучшие нравственные устои. А развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

В нашей школе мы совмещаем традиционную и инновационную воспитательную деятельность. Она распространяется на содержание, методы и контроль качества воспитательной работы.

В рамках «педагогики событий» к традициям в воспитательном процессе относятся организация и проведение следующих мероприятий:

  • Праздник Первого звонка
  • День учителя
  • Посвящение в первоклассники
  • Посвящение в пятиклассники
  • Концерт ко Дню матери 
  • Новогодние ёлки
  • Вечер встречи выпускников
  • День открытых дверей
  • Смотр строя и песни
  • Последний звонок
  • Выпускной бал

Особым традиционным праздником для школы является День Победы. И чем дальше от нас этот великий день 9 Мая 1945 года, тем больше внимания необходимо уделять этой дате на календаре. 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, поэтому особенно в этом году мы активизировали воспитательную деятельность в этом направлении, используя традиционные, а также новые формы работы.

I. В школе прошли классные часы, посвященные Дню Победы, состоялись встречи с ветеранами.

II. Учащиеся и педагоги приняли участие в муниципальном фестивале народного творчества, выступили с литературно-музыкальной композицией "О тех, кто не пришел с войны".

III. Под руководством педагогов была проведена исследовательская деятельность.

IV.  Проведены конкурсы рисунков и стенгазет.

V. Учащиеся 4-х и 9-11 классов успешно приняли участие в смотре строя и песни.

VI. Школа впервые приняла участие в гражданской акции "Бессмертный полк".

Так же хорошей традицией, на мой взгляд, является проведение в школе Дня открытых дверей. В этот день воспитанники подготовительных групп детских садов, а также родители учащихся  могут совершить экскурсию по школе, посетить открытые уроки, посмотреть концерт, подготовленный педагогами и учащимися, а также поучаствовать в дегустации блюд школьной столовой.

В 2014-2015 учебном году в воспитательной деятельности школы также появились инновации, прежде всего – это проведение коммунарских сбор для старшеклассников на осенних каникулах. Коммунарские сборы вполне можно назвать уроком, уроком общения, личностного роста, добра и человечности. Пять дней сборовской жизни были очень насыщены разного рода яркими моментами. Игры на знакомство, на сплочение коллектива, творческие встречи, психологические тренинги, дискотеки. Благодаря игре за столь короткое время разобщенные группы подростков превратились в одну большую семью, объединенную общими делами. Ребята обрели новых друзей, лучше узнали и поняли уже давно знакомых людей.

Мы считаем, что  наша работа  дает положительную динамику по формированию нравственных категорий и гражданственности учащихся. Мы хотим видеть наших детей образованными, воспитанными, нравственными, успешными людьми, компетентными в профессиональной сфере и обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. Сегодня связь между современным, качественным образованием, духовно-нравственным, патриотическим воспитанием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании.

Подводя итоги сказанного, повторю еще раз, что создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

 

Список литературы

  1.  Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.- 254с.
  2.  Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
  3.  Гаряев П. Ген как духовная сущность// Духовно-нравственное воспитание.-2001.-№1.
  4.  Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
  5.  Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12.
  6. .Камкин А.В. О трёх подходах к термину «православная культура» и о следуемых за тем педагогических задачах»//Администратор образования.-2010.-№7. – С.5-11.
  7. Религиозная безопасность России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.stolica.narod.ru/about.htm
  8.  Сайт о вреде курения [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.nosmoke.chat.ru/index.html
  9.  Художественные произведения классической литературы об игроках [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.1casino.ru/obzor/260.htm 
Опубликовано: 03.02.2016