Здоровьесберегающие технологии и их применение в образовательном процессе

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Бодриченко Ольга Александровна

Организация: МБОУ СОШ №2

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Краснодар

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.  Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе также ставят актуальные вопросы о сохранении здоровья школьников.

Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска, и выделить наиболее важные, разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.

Это такие факторы, как:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие    методик    и   технологий   обучения   возрастным функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение    элементарных    физиологических    и    гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья  детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная    неграмотность   педагога    в    вопросах   охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (ММ.Безруких и др.,2002 г.).

Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.

Приведем классификацию по Н.К. Смирнову.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и I при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового.  тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций. 

З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране груда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор. 

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной   работой  учителя   на  уроке,   воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные    технологии    (УВТ),     которые    включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной    работы    со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в лоследнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие  формирование    и укрепление    психологического    здоровья    учащихся, повышение    ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся     разнообразные социально-психологические   тренинги,   программы   социальной   и   семейной педагогики,   к   участию   в   которых целесообразно   привлекать   не   только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.  

 

I.2. Здоровьесберегающие  технологии в работе учителя начальных классов.

 

Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности,  в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. 

Актуальность существующих проблем по охране жизни и здоровья детей, а также недостаточность методического материала, вызвали у меня необходимость разработать модифицированную программу«Дорога к здоровью»на основе  примерной программы «Основы здорового образа жизни» младших школьников. Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Учителя нашей школы применяют дифференцированный подход в обучении, помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный урок для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Мне свойственен, как учителю, демократический стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, я продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний  с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон.

На уроках  часто применяю игровые технологии. В игровой форме провожу словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, использую  и на других уроках. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Широко использую  в практике нестандартные уроки: уроки - игры, уроки – соревнования, уроки-путешествия, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. Включаю в уроки методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопания в ладоши. Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет  на здоровье учащихся. Учитывая это, я  не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Систематически в процессе обучения в начальных классах проводятся комплексы физических (специальных упражнений) упражнений:

- для формирования осанки и свода стоп,

- для укрепления зрительного аппарата, составленного Э.С. Аветисовым,

- арт-паузы,

- пальчиковая гимнастика,

- простейший зрительно-координационный тренаж (это выполнение упражнений,  которые сопровождаются сочетающимися движениями глазами и головой по чётко запрограммированным траекториям.Продолжительность выполнения упражнений -1-2 минуты),

- физкультминутки – это естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» я  предлагала во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки», «Будильник», «Гости» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся,

- динамические паузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения с мячами, танцевальные и ритмические упражнения под музыку, совершают прогулки и игры  на свежем воздухе. Часто динамические паузы проходят в сюжетной форме и в форме игр «Бармалей и дети», «Гипнотизер», «Бездомный заяц» и др. Динамические паузы дают возможность  «выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Во внеурочное время  провожу воспитательные, внеклассныемероприятия, которые помогают формировать у учащихся бережное отношение к своему здоровью. Также, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, с работниками районной больницы, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья: «Забота о глазах», «Как следует питаться», «Как сделать сон полезным», «Как закаляться. Обтирание и обливание», «Чистота в доме и в школе», проведение КВН, а также активное вовлечение детей и их родителей в спортивные мероприятия, походы, экскурсии, выставки, прогулки в лес.

Много проходит праздников, на которых  решаются задачи  формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья», Неделя спорта,  конкурс  «Лучший спортивный класс».

Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. Именно это понятие успешно формируют учителя нашей школы, которые взялись за реализацию программы «Разговор о правильном питании». Программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания. Мною по темам этой программы проводились внеклассные  мероприятия, классные часы: «Плох обед, если хлеба нет», «Друзья Вода и Мыло», «Питание-необходимое условие для жизни человека», «Здоровая пища для всей семьи». В этом году мой  класс участвовал, в конкурсе семейной фотографии «Разговор о правильном питании». Изучение программы «Разговор о правильном питании» предусматривает активное вовлечение в работу родителей, которые помогают в классных, школьных мероприятиях. Они знакомятся с основными принципами организации здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

Общество заинтересованно в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе улучшится. А каждый учитель начальных классов  будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех и  здоровьесберегающим.

Один из конспектов уроков  с элементами здоровьесберегающих технологий  я представляю вашему вниманию.

 

Конспект урока по окружающему миру с элементами здоровьесберегающих технологий на тему:«Берегите зрение».

Цели:

  • формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей  человеческой жизни;
  • воспитание бережного отношения к самому себе;
  • повышение заинтересованности в сохранении своего зрения;
  • ознакомить с профилактическими мероприятиями по сохранению и улучшению зрения.
  • развивать мышление, речь, творческие способности, культуру здоровья, сотрудничать в групповой и парной деятельности.

Оборудование:

  • памятка «Правила гигиены зрения»;
  • геометрические фигуры разного цвета на боковой стене;
  • игрушки (висят по углам классной комнаты);
  • опорные слова на плакатах;
  • музыкальное сопровождение: «Утро» Э. Грига;
  • презентация к уроку.

Ход урока:

Девиз урока:       Я умею думать, я умею рассуждать,

                             Что полезно для здоровья,

                             То и буду выбирать!

1. Создание атмосферы психологического комфорта.

(На фоне музыки «Утро» Э. Грига)

- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро. Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.

Здравствуй, солнце золотое! (рисуем руками круг).

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, помахать кистями).

Здравствуй, вольный ветерок! (помахать кистями рук перед лицом).

Здравствуй, маленький дубок! (поднять руки верх и помахать ими).

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(Т. Синачева)

2. Актуализация знаний учащихся.

- А теперь повторим пройденный ранее материал.

- Для этого, от названия каждого изображенного здесь предмета, возьмем первую букву и сложим слова.

(Ослик, роза, глобус, апельсин, носки)

о       р       г        а        н       ы

(человек, утюг, волк, сапоги, тапки, ведро)

ч       у       в        с        т        в

- Что дает нам возможность познавать окружающий мир?

- Органы чувств помогают нам заглянуть в окружающий мир и узнать, что там происходит.

- Органы чувств – это наши помощники.

- А кто помнит, сколько у человека таких помощников? (5) (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).

3. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы будем говорить об одном из этих помощников. Ученые считают, что 70% всей информации человек воспринимает с помощью этого органа чувств. Угадайте:  

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза).

- Глаза - орган зрения. Так о чём мы будем говорить  на уроке?

- Тема нашего урока так и звучит: «Берегите зрение». А девизом урока будут такие слова: «Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам».

4. Открытие детьми нового знания.

- Итак, глаза – удивительный дар природы. С помощью глаз мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам устанавливать, движется предмет или он неподвижен. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза.

- Посмотрите друг другу в глаза. Какие они у нас красивые!

- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? ( Милые, выразительные, ясные, огромные, веселые).

- Каким бывает цвет глаз? (Синие, голубые, карие, зеленые, светлые).

- Давайте рассмотрим, из каких частей состоит глаз. Радужная оболочка - от неё зависит цвет глаз, зрачок и хрусталик - с их помощью мы видим, склера, роговица  и. т. д. Веки и  ресницы защищают глаза от яркого света и пыли. Если в глаз попадает соринка, её смывает слеза. А брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза.

- И все-таки этой природной защиты не хватает, чтобы защитить зрение. Каждый человек сам должен заботиться о своих глазах. Вот как можно это сделать!

5. Упражнения по группам.

1 группа: Игра «Я - зоркий».

- На карточках изображены фигурки человечков (высотой 2см), показывающих различные упражнения. Вы  должны их повторить.

2 группа:

- По моей команде находит  глазами, не поворачивая головы, геометрические фигуры, которые висят на боковой стене (ромб, прямоугольник, треугольник, квадрат, трапеция).

 

3 группа:

- Вспоминает цвет глаз близкого, любимого,  родного человека и заштриховывает на шаблоне радужку глаза нужным цветом.

- А можно ли упражнения делать дома? Вам могут помочь взрослые.

6. Работа с фразеологизмами.

1)- Объясните, как вы понимаете выражение «Глаза - зеркало души»?

2)- Да, по глазам можно определить характер человека, что он натворил, обманывает он или говорит правду. Когда мы знакомимся с человеком, смотрим ему в глаза. По глазам можно узнать о состоянии здоровья.

- Проанализируем такую ситуацию. Вы приходите из школы, вас встречает мама и говорит: «Что-то мне твои глаза не нравятся». Что она может иметь в виду?

3)- А сейчас закройте глаза и  прослушайте небольшой текст. Постарайтесь запомнить словосочетания, где говорится о глазах.

«Если у вас глаза разгорелись  или глаза разбегаются, а то и вовсе глаза налоб лезут, то успокойтесь и не раскидывайте глаз. В этом удивительном мире не то ещё можно увидеть».

- Повторите эти словосочетания.

- Как они  называются? (фразеологизмы).

- Обратите внимание, на боковых стенах прикреплены значения этих фразеологизмов. Прочитайте их про себя и подберите к каждому фразеологизму соответствующее значение:

                         Очень захотелось чего-либо.

                         Не можете остановиться на чем-либо.

                         Изумлены, удивлены.

                         Не глазейте по сторонам.

4) - А теперь задание – наоборот. Подберите к слову фразеологический оборот со словом глаза. (Не верить глазам – удивиться; глазом моргнуть – мигом; с глазу на глаз – наедине; не сводить глаз – неотрывно смотреть; не смыкать глаз – совсем не спать).

7. Физминутка.

- Встаньте. Отдохнём.

1) - Проведём электронную физкультминутку для  газ. Ваша задача - следить за движущимися предметами и двигаться под музыку. 

2) - Зажмурьте глаза сильно, как только можете. Широко откройте (5-6 раз).

3) - Раз – налево,

     Два – направо,

     Три – наверх,

     Четыре – вниз.

     А теперь по кругу смотрим,

     Чтобы лучше видеть мир.

4) - Вытянули правую руку вперед, смотрим на кончик указательного пальца и ведем руку к носику, пока палец не начнет «двоиться» (2-3 раза).

5) - Растираем ладошки сильно-сильно.

- Чувствуете жар? Прикладываем ладошки к глазам и держим до тех пор, пока чувствуется тепло.

- Как теперь себя чувствуете? (бодро)

8. Правила гигиены зрения (групповая работа).

- Острое зрение нужно всем людям. Чтобы сохранить свое зрение до глубокой старости, нужно знать и соблюдать определенные правила.

а) Группы получают задания.

1 группа: на рисунке указать то, что полезно для глаз.

2 группа: на рисунке указать то, что для глаз вредно.

3 группа: указать те пункты, чего нельзя делать.

б) Проверка.

в) Чтение правил (плакат висит на доске, высота букв не более 1см).

- Кто сможет прочесть?

Умываться по утрам и вечерам.

Смотреть телевизор не более 1 часа.

Не читать лежа.

При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

Pасстояние от глаз до текста должно быть 30-35см (локоток).

Употреблять в пищу петрушку, морковь, лук, помидоры, сладкий красный перец.

Делать гимнастику для глаз.

- Ребята, витамин А, полезный для глаз, содержится в овощах, фруктах, яйцах, печени и масле.

- Что делать, если вы почувствовали, что зрение все же у вас ухудшается?

- К кому тогда нужно обращаться? (окулист, офтальмолог).

- Что делает врач, если выясняется, что зрение действительно ухудшилось? (Назначает лечение, выписывает очки).

9. Чтение стихотворения  А. Барто «Очки».

- Правильно ли поступил Дима? (Если глаза видят хорошо, очки  носить нельзя.Они могут ухудшить зрение).

10. Чтение стихотворения С. Маршака «Четыре глаза».

- Правильно ли поступают такие ребята? (Нужно ставить себя на место другого.К сведению: в России 40 млн. «очкариков»).

11. Чтение своих стихотворений.

- Вы получили задание: сочинить стихи про глаза. У кого получилось?

1 ученик:  

                                        Мир навсегда.

                                        Посмотрите, живой, любознательный глаз –

                                        Такой красоты мы видели не раз.

                                        Глазами увидишь цветы и сады,

                                        Глазами увидишь работы плоды,

                                        Деревья в цвету и росу на лугах,

                                        Пчела пролетит, загорится звезда.

                                        И весь этот мир мы видим всегда!

 

2 ученик:                                     Мамины глаза.

                                         Я люблю эти глаза:

                                         Они горят, как бирюза,

                                         Как звезды в небе надо мной.

                                         Глаза единственной, родной,

                                         Любимой мамочки моей.

12. Итог.

- Как можно сберечь здоровье, и в частности, зрение?

- Ученые НИИ глазных болезней им. Гельмгольца под руководством профессора Э.С. Аветисова предлагают рекомендации по гигиене зрения.

- Эта памятка поможет вам проводить гимнастику для глаз дома. (Раздаю памятки всем детям).

- Доскажите предложение, написанное на доске:

Теперь я могу ...

Теперь я знаю ...

- А я скажу: теперь я и не сомневаюсь в этом!

- Спасибо за сотрудничество.

 

Список использованной литературы:

1. Валеология: Учебное пособие / под редакцией В. П. Соломина, Ю.Л. Варламова. – СПб.,1995г.

2. Зайцев Г.К. Школьнаявалеология: научное обоснование и программное обеспечение. – СПб.,1997г.

3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. -СПб.,1998г.

4. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. - СПб.,1997г.

5. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. - Спб.,1998г.

6. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здоровья образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений.- М.,1997 г.

7. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка.- СПб.,1997г.

8. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - Спб.,1997г.

9. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - СПб.,1996г.

10. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. – 2-е издание.- М: Айрис – пресс, 2004г.

11. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. - М.,1985г.

12. Журавлёва Е.П. Секреты здоровья. - М.:ФиС,1977г.

13. Нестерюк Т.Е. Гимнастика маленьких волшебников. - «ДТД»,1993г.

14. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. - М.,2002г.

15. Маршак С.Я. Любимые детские стихи. - СПб.,1994г.

16. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Cа – Фи – Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.,2000г.

17. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.- СПб.,1997г.

18. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста.- Гродно,1992г.

19. Аветисов Э.С., Коростелев Н.В. Гигиена зрения школьников: методические указания к лекторской папке.- М.,1966г.

20. Бейлин В.Р., Бейлина А.А. Пальчиковая гимнастика. - Брест,1998г.

21. Миронова Р.М. Игр в развитии активности детей. - Минск: Народная Асвета, 1989г.

22. Базарный В.Ф. Зрение у детей: проблемы развития.- Новосибирск: Наука,1991г.

23. Базарный В.Ф. Укрепление здоровья детей и подростков за счёт интеграции процессов обучения и направленного формирования функций зрения: методические рекомендации. - Красноярск,1987 г.

Опубликовано: 22.07.2016