Использование современных образовательных технологий в работе с одаренными детьми на уроках истории

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Недельская Олеся Сергеевна

Организация: МБОУ СОШ №78

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Краснодар

Глобальные преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная задача в современном образовании. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал нашего государства.

Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. В каждом классе всегда есть дети, которые выделяются более развитым интеллектом, чем у их сверстников, имеют способности к творчеству, могут классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Именно таких детей и называют одарёнными. Таким образом, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми становится одним из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности ее работы. Главная цель этой работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной
мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и
ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как
они являются важным фактором его успешности в формировании учебных
компетенций, а также развития его познавательных способностей и
личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с
классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, важно  обращаться к идеям личностно-ориентированного образования: индивидуально-дифференцированному
подходу, методу проектов, инновационным технологиям.

Методы традиционного обучения оказываются недостаточными для формирования внутренней мотивации, направленности личности на
саморазвитие. Исходя из того, что способность к самосовершенствованию может формироваться только в творческом процессе, можно определить следующие основополагающие условия для реализации возможностей каждого ученика:

  • создание развивающей среды;
  • погружение ученика в исследовательский поиск;
  • наличие творческого потенциала самого учителя, его собственная одаренность.

Исследователи детской одаренности утверждают, что одаренность в детском возрасте следует рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, ибо одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика: самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Поэтому предлагается в практической работе с одаренными детьми использовать понятия «признаки одаренности ребенка», «ребенок с признаками одаренности».

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности. При этом:

– ребенок быстро осваивает специфику деятельности и очень успешно ее выполняет;

– он использует или даже изобретает новые способы деятельности для решения поставленной задачи;

– стиль деятельности обычно отличается индивидуальностью, что выражается в элементах уникальности продукта деятельности;

– обучаемость может быть как быстрой и легкой, так и замедленной, но с последующим резким изменением структуры знаний и умений;

– для таких детей характерна избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности или к определенным формам собственной активности с переживанием чувства удовольствия от этого и проявлением упорства и трудолюбия;

– познавательная потребность проявляется в любознательности и готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, ставить трудные цели, в стремлении к совершенству.

Из такого понимания одаренности, подразумевающей не только актуальную, но и потенциальную возможность достижения более высоких результатов, фактически следует, что одаренных детей необходимо учить по-другому, по программам, которые могут обеспечить раскрытие их индивидуальности.

Ключевым моментом обучения одарённых детей являются инновационные технологии.

В современном мире одним из важнейших средств образовательной деятельности и развития детской одарённости выступают информационные технологии. Они позволяют по - новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.

Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Учителю очень удобно использовать на уроках сеть Интернет. Например, по истории российской культуры можно эффективно использовать различные материалы сети. Поисковые системы позволяют по одному слову найти нужную историческую информацию. Например, по слову «революция» можно найти характеристику революций разного типа в разных странах (промышленная, научно-техническая, социальная, информационная). Правда при этом приходится обрабатывать много ненужной, случайной информации, но в то же время находится много попутных, порой неожиданных исторических сведений. И как естественное следствие всех этих составляющих - имеет место повышение качества знания учащихся.

Проектная технология. Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого необходимо широко использовать на уроках различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности.

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы.      

Игровые технологии. Часто одарённые дети теряют интерес к обучению в силу своих особенностей мыслительной деятельности, когда им уже всё понятно, а классу приходится ещё и ещё раз повторять изученное. Вот здесь на помощь приходят игровые технологии, которые увлекают «скучающих» одарённых. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Технология сотрудничества. В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение одарённых детей  осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда одарённый ребёнок может стать ведущим в своей группе, может учить других. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  1. развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
  2. актуализируются полученные опыт и знания, возможно, с передачей их другим ученикам;
  3. развиваются организаторские способности;
  4. повышается ответственность за результат коллективной работы;
  5. совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Таким образом, работа с одаренными детьми в условиях современного образовательного процесса, представляет собой выбор между «учить» или «развивать»? Думается, однако, что наиболее разумным будет компромиссный вариант ее решения, учитывающий сильные стороны обеих научных подходов - учить, но в особых формах; развивать, определенным образом обучая, и именно вышеозначенные технологии помогут положительно решить эту проблему.

 

 

Список литературы:

1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

2. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.,2010.

Опубликовано: 07.05.2016