Картографические игры как метод закрепления картографических знаний обучающихся

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Чумакова Светлана Сергеевна

Организация: МКОУ «Новодолоновская СОШ»

Населенный пункт: Иркутская область, Братский район, п. Новодолоново

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.

Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории и географии. Ведь, используя традиционные “инструменты” обучения, такие как историческая, географическая контурная карты, возможно учить обучающегося добывать, интерпретировать, преобразовывать и использовать информацию. При правильном подходе к подобному “инструменту” учитель может решить массу проблем, стоящих перед современной системой образования:

- проблему перехода от репродуктивного к продуктивному уровню обучения;

- проблему узкопредметного характера информации и формируемых умений и навыков;

- проблему отсутствия связи между обучением и социализацией ребёнка.

Обратимся к фактам.

Достаточно долго в мире проводится PISA – международная программа оценки знаний и умений обучающихся, которая отвечает на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе». 3 декабря 2014 года одновременно во всех 65 странах мира, участвовавших в проведении исследования качества общего образования PISA-2014, прошло обнародование результатов. В России в исследовании участвовали более 5 тысяч школьников из 237 образовательных учреждений и, оказались на 42 месте. На основе анализа ошибок, допущенных при выполнении этого теста, были сделаны выводы, в том числе – вывод о том, что традиционно российская школа не учит детей понимать, добывать, интерпретировать, использовать информацию.

В 2013-2014 году 2500 российских школьников писали ЕГЭ-2104 по истории, средний бал составил 45,7. Одним из низких стал уровень выполнения задания В9 - работа с исторической картой (схемой) и задание В 12, направленное на анализ иллюстративного материала.

Анализ тестовой части ЕГЭ 2014 по географии показал, что многие выпускники (21561 обучающийся) путаются в размещении природных зон и не понимают, как распределяется тепло в пределах различных территорий. В разделе «Источники географической информации» ученики допускают ошибки, которые обусловлены неумением работать с географическими картами. Средний балл составил – 53,1.

Существует множество методических приемов организации работы обучающихся с картографической наглядностью на уроке истории и географии. И один из таких приемов — игра.  Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами формами обучения могут повышать эффективность преподавания. Игра, как свободная и творческая деятельность обладает воспитательными коммуникативными и развивающими свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект учащихся. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют внедрению в практику педагогики сотрудничества. В процессе игры школьники приобретают знания, получая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Поэтому игра может стать средством всестороннего развития способностей ребёнка

Распространенная игра в «молчанку»: один ученик молча показывает объект на карте, другой молча поднимает руку, выходит к доске и пишет название объекта. Если кто-то скажет слово, то выбывает из игры.

Второй вариант игра «Дуэль». Класс делится на две команды. Ученики из каждой команды по очереди называют названия географических объектов. Например, первая — названия рек, вторая — названия стран. Другая команда должна показать названный историко-географический объект на карте. Проигрывает команда, участник которой по истечении определённого времени не сможет сориентироваться на карте. Состязания можно организовать и в парах.

Игра «Алфавитная цепочка» Один из вариантов упражнения «Дуэль», который напоминает известную всем с детства игру в города, состоит в том, что последующий игрок должен сказать название города на последнюю букву города, предложенного предыдущим игроком. В нашем случае ответ необходимо не только назвать, но и показать на карте. Во время игры ученикам разрешается пользоваться картой. Например, используя карту «Великая греческая колонизация», можно построить такую цепочку из названий греческих городов и их колоний: Коринф — Фасис — Сибарис — Саламин — Навкратис — Спарта — Акрагант — Тарент — Тарс — Синопа и т. д.

Игра «Да или нет» Учитель (ведущий) загадывает определённый географический объект. Игроки пытаются его отгадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да», «нет» или «и да, и нет». Это упражнение учит складывать разрозненные факты в единую систему, внимательно слушать и слышать своих товарищей. После проведения игры обязательно следует проанализировать сами вопросы, поскольку суть игры — не просто угадать объект неупорядоченным набором вопросов, но и научить детей вырабатывать стратегию поиска рациональным методом.

Для выработки пространственной ориентации учащимся предлагаются задания типа: «Расположи с запада на восток и с севера на юг...». Ученики записывают название объектов на листе бумаги и располагают в правильной последовательности в соответствии с заданием. Затем показывают города на карте и вспоминают связанные с ними события.

С севера на юг: Москва, Азов, Саратов, Астрахань, Белая Церковь, Бородино, Очаков, Лесная.

С запада на восток: Киев, Царицын, Куликово поле, Полтава, Рига, Казань, Астрахань, Москва.

Или же проходит игра «Четвертый лишний». Учащимся предлагаются названия городов и местечек, связанных с определенными событиями. Ученики должны исключить лишнее и назвать даты событий (выделено лишнее):

- Астрахань, Киев, Саратов, Самара.

- Переяславль, Яссы, Корсунь, Белая Церковь.

- Путивль, Калуга, Ярославль, Тула.

- Новгород, Путивль, Севск, Кромы.

Ответы:

 - пункты, связанные с- восстанием Степана Разина;

 - освободительной борьбой Богдана Хмельницкого;

 - восстанием Ивана Болотникова;

 - с продвижением Лжедмитрия I.

«Отыщи на карте». Ученикам предлагается вытянуть карточку с на- званием страны, а потом подобрать связанные с ней таблички, на которых записаны названия сторон света, горных массивов, рек, равнин, городов, перечислены самые важные события в истории этой страны. Таблички прикрепляются к соответствующим местам настенных карт. Например, Италия — Апеннинский полуостров, горы Альпы, реки Тибр и Рубикон, города Рим и Сиракузы, восстание Спартака, северные войны; Греция — Балканский полуостров, горы Балканы, реки Эрот и Пеней, города Афины и Спарта, греко-персидские войны; Индия — полуостров Индостан, горы Гималаи, реки Инд и Ганг, города Хараппа и Мохенджо-Даро, вторжения арийцев.

Игра «Логические цепочки», где ученикам нужно выделить признак, по которому они будут выбирать тот или иной географический объект из нескольких, т.е. им нужно определить логику вопроса и исключить выпадающий из списка географический объект.

Аукцион. Изучению географических открытий конца XV — начала XVI вв. посвящена игра «Исторический аукцион». Готовясь к ней, учитель разъясняет, что аукцион — это особый способ продажи товаров. Предварительно товары выставляются для осмотра, они должны быть приспособлены к изучаемой эпохе. На уроке-аукционе учитель или старшеклассник, стоя за столом, показывает продаваемый предмет. Каждый желающий может сказать все, что знает о нем. Выслушав ответ, старшеклассник ударяет деревянным молотком по подставке и спрашивает: «Кто знает больше?». Предмет вручается победителю, показавшему лучшие знания. Победителя определяет жюри.

Выработке картографических знаний содействуют чайнворды. Это цепочки слов, составленные так, что последняя буква каждого слова должна быть одинаковой с начальной буквой следующего за ним слова.

По названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину (финики, персики, чай, шелк и т.д.)

Игра «Кто быстрее соберет карту?» Из квадратов собрать цельную картину и назвать территорию, которая получилась. Можно предложить рассказать или отметить на контурной карте крупные города, занятия населения и т.д.

Игра "Узнай силуэт". Для этой игры необходимо изготовить силуэты островов, морей, озер, cтран и т.д. По ним учащиеся определяют географические объекты. Такие игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию географической номенклатуры.

Игра «Угадай – ка». Ученики объединяются в небольшие группы. Одна из них копирует контуры страны, историю которой изучали на уроках. Следующая группа дорисовывает на контурах узнаваемый предмет и передаёт «зашифрованное» послание другой группе. Следующей команде необходимо узнать по рисунку, какая страна спрятана за рисунком, и нанести её территорию на контурную карту.

Игра «Помоги учителю» Учитель на карте разыскивает определённый историко-географический объект, но «никак не может его найти». Ученики должны при помощи слов «помочь» учителю «найти» соответствующий объект на карте. Игра развивает умение описывать географическое местонахождение объекта. Например, учитель просит помочь ему найти остров Крит на карте. Ученики должны подсказать словами местонахождение объекта на карте, указав, что это остров, который находится в восточной части Средиземного моря, вблизи острова Пелопоннес.

Игра «Помощь ученику» Учитель сообщает ученикам, что он может определить словами местонахождение историко-географического объекта, но не может показать его на карте, поэтому просит помощи у учеников. Игра развивает умения отыскивать и показывать местонахождение объекта по описанию. Например, эта страна находится: на юге Балканского полуострова (Греция), между реками Тигр и Ефрат (Месопотамия), в северо-восточной части Африки (Египет) и т. д.

Игра "Географическое лото". Это задание способствует лучшему усвоению изученного материала по теме "План и карта". Необходимы несколько больших карточек  с наклеенными на них частями географической карты, с изображением определенных географических объектов, карточки поменьше с условными обозначениями этих объектов и полоски бумаги с их названиями. Один из учащихся берет полоски бумаги и читает названия объектов. В это время другие учащиеся должны быстро положить на большую карточку маленькую. Выигрывает тот ученик, который быстрее и правильнее закроет все географические объекты на большой карточке.

«Кто больше?» Разбиваются на команды. Называют даты или события по заданной учителем теме.

Игра "Почта". Учащимся раздаются карточки, на которых изображено очертание или название географического объекта. Ребята должны распределить эти объекты по тем или иным конвертам и не ошибиться адресом. Например, распределить объекты по материкам.

Игра «Визитка». На отдельных листочках записаны имена исторических личностей. Ученики должны прикрепить соответствующую визитку к тем странам или городам на исторической карте, с которыми связана деятельность этих исторических лиц. Примеры визиток:

- «Еще в детстве отец приказал ему подойти к жертвеннику и поклясться, что он будет вечным врагом римлян. Клятве этот человек был верен на протяжении всей жизни. Он стал великим полководцем древности». (Ганнибал, Карфаген).

- «Этих близнецов коварный царь приказал бросить в воды Тибра. Он боялся, что когда они вырастут, то лишат его власти. Но корзинка с младенцами зацепилась за ветку дерева. На плач детей прибежала волчица и накормила их своим молоком». (Ромул и Рем, Рим)

“Экскурсовод”. Составить маршрут путешествия и рассказать о достопримечательностях. Прием путешествий по карте (где указывается не только маршрут, но и решаются познавательные задачи):

- На чемпионат мира по футболу, который проходил в ЮАР, прибыли спортсмены из Китая, Италии, России (можно брать любые страны). Каким путем они добирались к месту соревнований, указать объекты, по которым проходил их маршрут?

Дополнительные вопросы: На каком материке расположена ЮАР? В какой его части? Какое время года было здесь на момент соревнований? Как называется столица государства?

Или второй вариант этой игры. Учащиеся делятся на 4 команды по 6 человек. Внутри команды определяются следующие специалисты: картограф, геоморфолог, гидролог, климатолог, биолог и эколог. Каждому специалисту выдается карточка-задание. В течении определенного времени, каждый специалист работает по конкретному заданию, используя только определенные карты: физические, тектоническую, климатические, природных зон, водных ресурсов или экологических проблем. Затем команда составляет единое путешествие, используя исследования всех специалистов.

Написание географических диктантов, в том числе и с ошибками.

Текст: "Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам (Баренцева) моря. В трюмах находился груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера (остров) Таймыр, корабль вышел на просторы (моря Лаптевых). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского) моря. Через некоторое время прошли у берегов (полуострова) Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам (острова) Камчатка. Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам (Японского) моря, корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска.

В скобках заключена ошибка, учащиеся в своих ответах пишут правильные ответы.

Систематическая и целенаправленная организация и проведение практических работ с географической и исторической картой - необходимая составная часть процесса обучения, от которой зависит качество обучения в целом. Технология игры позволяет сделать практические работы необычными, увлекательными, а значит запоминающимися для ученика. И, главное, игры на уроках истории и географии, решают следующие задачи: проверка знания терминов, изучаемых в соответствующих курсах, проверка правильности написания данных слов, умение применять знания при решении практических задач.

Таким образом, игра является одним из проверенных способов мотивации обучения учеников, формирования у школьников познавательного интереса является игра. Игровая деятельность на уроках способствует повышению заинтересованности предметом и облегчает усвоение теоретических вопросов. С другой стороны, игра является основным видом деятельности ребёнка и одновременно главным средством и условием интеллектуального развития ученика, поскольку, прежде чем научиться глубоко осознавать суть причинно-следственных связей, человек должен пройти в детстве период умственных упражнений, которые и повлияют на становление собственного видения предметов и явлений.

По характеру педагогического процесса и дидактической цели предложенные игры рассчитаны на обобщение и систематизацию знаний, полученных учащимися на предыдущих уроках. Они ставят целью не только воспроизведение в памяти, углубление и усовершенствование знаний, но и осуществление поиска, логических операций и использование знаний в нестандартных ситуациях. Выстроенные на основе использования наглядности, они стимулируют творческую активность и познавательный интерес школьников.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. – М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.
  2. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. — Ростов-на-Дону, 2007.
  3. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории.– М.:ВЛАДОС, 2000.
  4. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. –2004, №4.
  5. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний учащихся. — М.: Просвещение, 2002.
Опубликовано: 07.05.2016