Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в ДОУ

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Силантьева Маргарита Юрьевна

Организация: МБДОУ «детский сад № 25 «Черемушка»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Димитровград

Актуальность данной темы заключается в том что, наглядное моделирование - необходимый и важный этап в развитии конструктивной деятельности ребёнка. Метод наглядного моделирования развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Детям предлагают воспроизвести в своих постройках определённый предмет, который выступает в роли образца.

Наглядное моделирование можно разделить на следующие виды:

  • по способу моделирования (конструирование с показом способа создания постройки, конструирование по готовому образцу, по элементарной схеме постройки);
  • по используемому материалу для моделирования (конструктор, бумага, бросовый материал);
  • по  форме организации (индивидуально, в паре, подгруппой, группой);
  • по организации деятельности детей внутри этой формы (создание индивидуальной постройки, парной работы, коллективной работы).

Виды конструирования в детском саду

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

  • конструирование из строительных материалов; (с младшей группы)
  • конструирование из бумаги, картона, (со средней группы)
  • конструирование из природного материала; (со старшей группы)
  • конструирование из бросового материала (коробок, катушек и других материалов)(со старшей группы).

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Задачи конструирования усложняются на каждом возрастном этапе. Это вы можете увидеть на слайде. 

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.

Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные - с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.

В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

В своей работе с детьми четвёртого года жизни я использовала такой вид наглядного конструирования, как конструирование из строительных материалов по образцу: с показом способа создания постройки, по готовому образцу и по элементарной схеме постройки.

В конструировании по образцу детям предлагают воспроизвести в своих постройках определённый предмет, который выступает в роли образца. Конструирование по образу происходит по-разному:

  • простейший случай  - конструирование с показом способа создания постройки, когда при детях строят образец. Ребёнок видит процесс построения домика, грузовика или другого предмета. При этом он имеет возможность хорошо выделять детали.
  • более сложный вид конструирования - по готовому образцу, когда ребёнок смотрит уже на собранный образец. В этом случае для ребёнка начинает выступать особая задача – вычленить из собранного образца отдельные детали. Поэтому важным этапом конструирования является обследование образца. В процессе обследования у ребёнка складывается более правильное представление о конструируемом предмете. Основной принцип обследования образца – анализ крупных, главных частей и их взаиморасположения. Таким образом, конструктивная деятельность требует от ребёнка умения выделять основные части образца.
  • ещё более сложный для младших дошкольников вид конструирования  по элементарной схеме постройки - образец, данный в виде рисунка (схемы) требует ещё большего напряжения от ребёнка. Здесь встаёт задача воспроизвести на основе плоскостного изображения трёхмерную конструкцию. Такая задача требует от ребёнка способности увидеть за изображением реальную действительность.

Таким образом, конструирование по образцу – необходимый и важный этап в развитии конструктивной деятельности ребёнка.

Целью моей работы является формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности.

Задачи в работе с детьми:

  • Подводить детей к простейшему анализу своих построек;
  • Учить различать и называть детали конструктора;
  • Учить ставить детали на расстоянии друг от друга;
  • Совершенствовать навыки строительства, путем добавления простейших деталей (украшение забора призмами);
  • Изменять постройки двумя способами: заменяя части или меняя в длину, высоту, ширину;
  • Развивать желание строить постройки по собственному замыслу.

Задача по организации работы с детьми:

  • Разработать и реализовать перспективный план по формированию возможностей наглядного моделирования в конструировании у детей младшей группы, конспекты образовательной деятельности.

Задача по работе с родителями:

  • Провести просветительскую работу с родителями по формированию возможностей наглядного моделирования в конструировании у детей младшей группы.

Реализация работы по данной теме состоит из 3 этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Сроки проведения подготовительного этапа с 3.09.2015 по 30.09.2015г.

На первом этапе, подготовительном, проведены следующие мероприятия:

  • Были изучены понятие, виды и формы наглядного моделирования и конструирования.
  • Определены задачи наглядного моделирования в конструктивной деятельности для детей младшего дошкольного возраста.
  • Был выявлен уровень сформированности возможностей наглядного моделирования в конструировании у детей второй младшей группы.
  • Для родителей был разработан опросник «Малыш и конструктор» и проведен опрос, для того,чтобы определить отношение родителей к конструированию, выявить уровень их педагогической компетентности, знаний о значении конструирования, о видах и способах конструирования в младшем дошкольном возрасте, уровень их практических умений в организации наглядного моделирования в конструировании. По результатам опроса было выявлено, что не все родители осознают значимость конструирования в развитии детей, владеют правильными приемами моделирования и конструирования, не уделяют должного внимания играм своего ребенка.
  • Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы для конструктивной деятельности детей. Благодаря интернет ресурсам были подобранны схемы построек для детей 4 года жизни, так и на дальнейшую перспективу. Были приобретены конструкторы – мозаики. Сделаны простые схемы для работы с ними.
  • Разработан перспективный план по формированию возможностей наглядного моделирования в конструировании у детей младшей группы
  • Разработан перспективный план работы с родителями по формированию возможностей наглядного моделирования в конструировании у детей младшей группы

Второй этап, основной – проходит в сроки с октября 2015 года по конец апреля 2016 года.

На основном этапе  проводится работа с детьми и родителями по разработанному плану. 

Помимо подгрупповой и групповой работы с детьми по плану, я проводила индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень конструктивных умений в виде игровых заданий и упражнений.

Так же дети в свободной самостоятельной деятельности конструировали как по образцу, так и по замыслу свои дома, дороги, цветы, мебель, машинки и т.д. В группе имеютсякарточки с образцами построек для создания построек по образцу. 

Важную роль так же занимает работа с родителями. После проведения опроса и выявления проблем и трудностей у родителей при строительных играх с детьми и конструировании, для родителей были подобранны и проведены консультации, беседы, мастер–классы.

  • В октябре с родителями была проведена беседа на тему «Значение конструирования в формировании личности ребенка»
  • В ноябре была подготовлена папка – передвижка «Конструирование в младшей группе», проведен мастер – класс «Вечерние посиделки».
  • В декабре проведена беседа «Конструирование из строительного материала»
  • В январе была разработана памятка на тему «Основные приемы обучения конструированию»
  • В феврале оформлена папка – передвижка на тему «Виды конструирования»
  • В марте подготовлена памятка на тему «Польза конструирования» и т.д

Заключительный. Оформление результатов проекта со 2.05.2016 по 31.05.2015

Так как моя работа еще не закончена, то итогов еще нет. Но есть промежуточные результаты, по которым видно, что дети стали самостоятельнее, опытнее в конструировании.

Буду рады, если мой опыт будет полезным.

Опубликовано: 24.04.2016