Использование инновационных технологий в учебном процессе

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Лецких Людмила Арнольдовна

Организация: МАОУ СОШ №21

Населенный пункт: Пермский край, г. Кунгур

Аннотация

В течение нескольких лет я работала над внедрением акмеологических приемов  в учебном процессе, так как  одной из основных задач для меня было - развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Все мы знаем, что интерес и творчество в учебном процессе являются мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Создание же акмеологического пространства на уроке открывало большие возможности в совершенствовании личности младшего школьника, способствовало эффективному содержанию обучения.  Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. Для меня именно такими стали  акме-приемы. Предлагая их учителям для  работы на уроке, я не говорю, что это новые изобретения. Просто предоставляю возможность всем педагогам проанализировать  накопленное, открытое и усовершенствованное, увиденное когда-то и успешно преломленное к своему стилю работы, к себе и своим учащимся. Возникает вопрос: «Что же нужно было сделать учителю, чтобы создать акмеологическое пространство на уроке? Какие нужно было  использовать приемы, технологии для развития младшего школьника?». Вот на эти вопросы и хотелось мне ответить, делясь своим опытом работы  по данной проблеме.

Ключевые слова: акмеология, школьная акмеология, педагогический, психологический и социальный аспекты, акмеологическое пространство, эколого-психологический подход, акме-приемы, карта успешности.

Рекомендации учителю: приступая к использованию акме-приемов, технологий создайте сперва акмеологическое пространство на уроке, подумайте, на каких этапах урока вы их будете использовать, какие УУД будете развивать, к какому результату вы стремитесь, как будете отслеживать эти результаты.

 

Создание акмеологического пространства в учебном процессе

В течение нескольких лет я работала над внедрением акмеологических приемов и технологий в учебном процессе. Напомню, акмеология – это интегративная наука, изучающая   закономерности достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни. В общем и целом понятие «акмеология» - это возможность высших достижений человека в разных пространствах его жизнедеятельности и в разных формах их осуществления. Школьная  акмеология изучает вершины развития субъектов педагогического процесса в школе, достижения вершин в учении и развитии учащихся. Использование акмеологических   приемов и технологий  в организации образовательного процесса сегодня особенно актуально  в связи с обострением проблемы качества современной школы и внедрением нового ФГОС на первой ступени. Как же создать на уроке акмеологическое пространтво?  Для этого надо рассмотреть три аспекта: педагогический, психологический и социальный. Под педагогическим аспектом подразумевается знакомство с педагогическими основами и условиями организации акмеологического пространства урока, психологический аспект означает предоставление максимальных возможностей для самореализации учащихся на уроке; а социальный -  влияние на межличностные отношения учителя и учащихся на уроке, на систему их отношений посредством развития творческого потенциала обеих сторон.[5] Говоря об эколого-психологическом подходе к созданию развивающей среды урока, мы имеем ввиду следующие компоненты: пространственно - предметный, технологический, социальный. Поясним, что означает каждый компонент.[4] Пространственно – предметный - уютный кабинет, эстетичный наглядный и дидактический материал, развивающего характера ТСО, символическая насыщенность. Технологический – деятельная структура урока, партнерский стиль  преподавания,  личностно ориентированные формы обучения, гибкость и развивающий характер программ. Социальный - авторитетность учителя, взаимопонимание всех субъектов, позитивные установки на деятельность и взаимодействие,  участие всех субъектов  в управлении уроком,  качественная  результативность   взаимодействия. Т.о., можно сказать, что подготовка к  уроку в начальной школе – это самый волнующий момент. Но проблему качества образования и развития личности учащегося можно решать и с использованием акме-технологий.  Говоря о них, необходимо заметить, что эти технологии  направлены на развитие внутреннего потенциала ребенка. “Основная задача которых – сформировать и закрепить в самосознании ученика  востребованную необходимость в саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное  Я.” К числу акмеологических можно отнести следующие технологии, которые активно  используются сегодня  каждым учителем начальных классов:

  • игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),
  • технологии развивающего обучения,
  • технология личностно-ориентированного обучения,
  • метод проектов.

При организации акмеологического пространства урока активно использовала разнообразные акме-приемы и  ИКТ. Рассмотрим некоторые из них.

1. Прием «Согласование». Очень хорошо использовать при организации работы в парах или мини-группах во время проведения самостоятельной или индивидуальной  работы. Учащиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем согласовываю полученные результаты в парах или мини-группах и озвучиваю согласованный вариант.

2. Задай вопрос.  Учащимся предлагается задать вопросы к изученной теме самостоятельно: устно или письменно; с предоставлением времени на подготовку или экспромтом.  Используется при систематизации знаний учащихся. Наиболее эффективен во время проведения обобщающего урока.

3. Лечение слабого места в слове.  Учащиеся выполняют задания самостоятельно,  учатся находить ответ  в решении ряда орфографических задач, затем согласовывать полученные результаты в парах или мини-группах и озвучивают согласованный вариант. Используется при организации работы  на уроках русского языка в начальных классах во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Мы "лечим " слабые места в словах. Ученики  с удовольствием "лечат" слова, находят "рецепты лечения"  (проверочные слова). Предлагают свои варианты и после обсуждения выбирается подходящий.

4. "Ромашка" - на листиках ромашки  готовятся несложные вопросы, не требующие длительной подготовки, и раздаются всем детям, 3 минуты на подготовку и отвечаем. Этот прием дает возможность ответить слабым детям.

5. Орфографическое проговаривание.  Опрашиваемый ребёнок должен воспроизвести произносимые учителем слова (чаще всего из числа словарных) не так, как слышит, а так, как должен написать, т.е. орфографически правильно. Используется в качестве устной разминки, а также среди закрепительно-тренировочных упражнений. Позволяет развивать орфографическую память,  способствует повышению грамотности; даёт возможность достаточно быстро опросить большое количество детей на уроке.

6. Верю - не верю.  Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5 и более). Если ученик считает, что сказанное верно, отмечает знаком +, если - нет, то -. По окончании работы открывается "ключ", проверка может проходить коллективно, индивидуально или взаимопроверка. Перед началом такой работы можно оговорить условия: оценка зависит от количества верных ответов. Задание применяется на этапе рефлексии урока, как проверка домашнего задания. И другие методы.

А использование новых информационных технологий делает каждый прием более интересным, технологичным, рациональным.

Ведение многопланового мониторинга  личностных изменений  школьника  делает учебный процесс эффективным.  Для отслеживания результатов использования акме-приемов  использовала  карту успешности (развития)  ученика.[6]

Карта успешности

Фамилия ученика ________________________________

Класс___________

Тема (по любому предмету)

Факторы

 

 

 

 

 

Активность, работоспособность

 

 

 

 

 

Старательность, добросовестность

 

 

 

 

 

Теоретические знания

 

 

 

 

 

Практические умения и навыки

 

 

 

 

 

Скорость выполнения заданий

 

 

 

 

 

Общительность, сотрудничество

 

 

 

 

 

Вежливость, взаимопомощь

 

 

 

 

 

Поведение, ответственность

 

 

 

 

 

Самостоятельность, инициативность

 

 

 

 

 

Аккуратность, точность, красота

 

 

 

 

 

 

Максимальный балл – 10

Благодаря диагностике можно установить, как влияют  разнообразные  акме-приемы и технологии  на достижение учеником своего АКМЕ в учебной деятельности и саморазвитии. Создание акмеологического пространства на уроке открывает большие возможности в совершенствовании личности младшего школьника, способствует эффективному содержанию обучения.

 

 

Литература

  1. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. М.: 5 за знания. 2007
  2. Глинский А. С. Акмеология учащегося и учителя // Омский научный   вестник. – 2006. –    № 7(43). – С. 288–290.)
  3. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч.       2004., №3,6,7,8.
  4. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. - Спб.: ЛОИРО, 2002.
  5. Степанова Н.А  Об организации акмеологического пространства школьного урока. Вестник научной школы педагогов «АКМЕ», Выпуск 2,2009.
  6. Шлыкова И.Е. Самооценка учебной деятельности.- ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».
Опубликовано: 18.04.2016