Использование инновационных технологий в учебном процессе
Конференция: Современные технологии в обучении
Автор: Лецких Людмила Арнольдовна
Организация: МАОУ СОШ №21
Населенный пункт: Пермский край, г. Кунгур
Аннотация
В течение нескольких лет я работала над внедрением акмеологических приемов в учебном процессе, так как одной из основных задач для меня было - развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Все мы знаем, что интерес и творчество в учебном процессе являются мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Создание же акмеологического пространства на уроке открывало большие возможности в совершенствовании личности младшего школьника, способствовало эффективному содержанию обучения. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. Для меня именно такими стали акме-приемы. Предлагая их учителям для работы на уроке, я не говорю, что это новые изобретения. Просто предоставляю возможность всем педагогам проанализировать накопленное, открытое и усовершенствованное, увиденное когда-то и успешно преломленное к своему стилю работы, к себе и своим учащимся. Возникает вопрос: «Что же нужно было сделать учителю, чтобы создать акмеологическое пространство на уроке? Какие нужно было использовать приемы, технологии для развития младшего школьника?». Вот на эти вопросы и хотелось мне ответить, делясь своим опытом работы по данной проблеме.
Ключевые слова: акмеология, школьная акмеология, педагогический, психологический и социальный аспекты, акмеологическое пространство, эколого-психологический подход, акме-приемы, карта успешности.
Рекомендации учителю: приступая к использованию акме-приемов, технологий создайте сперва акмеологическое пространство на уроке, подумайте, на каких этапах урока вы их будете использовать, какие УУД будете развивать, к какому результату вы стремитесь, как будете отслеживать эти результаты.
Создание акмеологического пространства в учебном процессе
В течение нескольких лет я работала над внедрением акмеологических приемов и технологий в учебном процессе. Напомню, акмеология – это интегративная наука, изучающая закономерности достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни. В общем и целом понятие «акмеология» - это возможность высших достижений человека в разных пространствах его жизнедеятельности и в разных формах их осуществления. Школьная акмеология изучает вершины развития субъектов педагогического процесса в школе, достижения вершин в учении и развитии учащихся. Использование акмеологических приемов и технологий в организации образовательного процесса сегодня особенно актуально в связи с обострением проблемы качества современной школы и внедрением нового ФГОС на первой ступени. Как же создать на уроке акмеологическое пространтво? Для этого надо рассмотреть три аспекта: педагогический, психологический и социальный. Под педагогическим аспектом подразумевается знакомство с педагогическими основами и условиями организации акмеологического пространства урока, психологический аспект означает предоставление максимальных возможностей для самореализации учащихся на уроке; а социальный - влияние на межличностные отношения учителя и учащихся на уроке, на систему их отношений посредством развития творческого потенциала обеих сторон.[5] Говоря об эколого-психологическом подходе к созданию развивающей среды урока, мы имеем ввиду следующие компоненты: пространственно - предметный, технологический, социальный. Поясним, что означает каждый компонент.[4] Пространственно – предметный - уютный кабинет, эстетичный наглядный и дидактический материал, развивающего характера ТСО, символическая насыщенность. Технологический – деятельная структура урока, партнерский стиль преподавания, личностно ориентированные формы обучения, гибкость и развивающий характер программ. Социальный - авторитетность учителя, взаимопонимание всех субъектов, позитивные установки на деятельность и взаимодействие, участие всех субъектов в управлении уроком, качественная результативность взаимодействия. Т.о., можно сказать, что подготовка к уроку в начальной школе – это самый волнующий момент. Но проблему качества образования и развития личности учащегося можно решать и с использованием акме-технологий. Говоря о них, необходимо заметить, что эти технологии направлены на развитие внутреннего потенциала ребенка. “Основная задача которых – сформировать и закрепить в самосознании ученика востребованную необходимость в саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное Я.” К числу акмеологических можно отнести следующие технологии, которые активно используются сегодня каждым учителем начальных классов:
- игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),
- технологии развивающего обучения,
- технология личностно-ориентированного обучения,
- метод проектов.
При организации акмеологического пространства урока активно использовала разнообразные акме-приемы и ИКТ. Рассмотрим некоторые из них.
1. Прием «Согласование». Очень хорошо использовать при организации работы в парах или мини-группах во время проведения самостоятельной или индивидуальной работы. Учащиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем согласовываю полученные результаты в парах или мини-группах и озвучиваю согласованный вариант.
2. Задай вопрос. Учащимся предлагается задать вопросы к изученной теме самостоятельно: устно или письменно; с предоставлением времени на подготовку или экспромтом. Используется при систематизации знаний учащихся. Наиболее эффективен во время проведения обобщающего урока.
3. Лечение слабого места в слове. Учащиеся выполняют задания самостоятельно, учатся находить ответ в решении ряда орфографических задач, затем согласовывать полученные результаты в парах или мини-группах и озвучивают согласованный вариант. Используется при организации работы на уроках русского языка в начальных классах во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Мы "лечим " слабые места в словах. Ученики с удовольствием "лечат" слова, находят "рецепты лечения" (проверочные слова). Предлагают свои варианты и после обсуждения выбирается подходящий.
4. "Ромашка" - на листиках ромашки готовятся несложные вопросы, не требующие длительной подготовки, и раздаются всем детям, 3 минуты на подготовку и отвечаем. Этот прием дает возможность ответить слабым детям.
5. Орфографическое проговаривание. Опрашиваемый ребёнок должен воспроизвести произносимые учителем слова (чаще всего из числа словарных) не так, как слышит, а так, как должен написать, т.е. орфографически правильно. Используется в качестве устной разминки, а также среди закрепительно-тренировочных упражнений. Позволяет развивать орфографическую память, способствует повышению грамотности; даёт возможность достаточно быстро опросить большое количество детей на уроке.
6. Верю - не верю. Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5 и более). Если ученик считает, что сказанное верно, отмечает знаком +, если - нет, то -. По окончании работы открывается "ключ", проверка может проходить коллективно, индивидуально или взаимопроверка. Перед началом такой работы можно оговорить условия: оценка зависит от количества верных ответов. Задание применяется на этапе рефлексии урока, как проверка домашнего задания. И другие методы.
А использование новых информационных технологий делает каждый прием более интересным, технологичным, рациональным.
Ведение многопланового мониторинга личностных изменений школьника делает учебный процесс эффективным. Для отслеживания результатов использования акме-приемов использовала карту успешности (развития) ученика.[6]
Карта успешности Фамилия ученика ________________________________ Класс___________ |
|||||
Тема (по любому предмету) |
|||||
Факторы |
|
|
|
|
|
Активность, работоспособность |
|
|
|
|
|
Старательность, добросовестность |
|
|
|
|
|
Теоретические знания |
|
|
|
|
|
Практические умения и навыки |
|
|
|
|
|
Скорость выполнения заданий |
|
|
|
|
|
Общительность, сотрудничество |
|
|
|
|
|
Вежливость, взаимопомощь |
|
|
|
|
|
Поведение, ответственность |
|
|
|
|
|
Самостоятельность, инициативность |
|
|
|
|
|
Аккуратность, точность, красота |
|
|
|
|
|
Максимальный балл – 10
Благодаря диагностике можно установить, как влияют разнообразные акме-приемы и технологии на достижение учеником своего АКМЕ в учебной деятельности и саморазвитии. Создание акмеологического пространства на уроке открывает большие возможности в совершенствовании личности младшего школьника, способствует эффективному содержанию обучения.
Литература
- Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. М.: 5 за знания. 2007
- Глинский А. С. Акмеология учащегося и учителя // Омский научный вестник. – 2006. – № 7(43). – С. 288–290.)
- Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч. 2004., №3,6,7,8.
- Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. - Спб.: ЛОИРО, 2002.
- Степанова Н.А Об организации акмеологического пространства школьного урока. Вестник научной школы педагогов «АКМЕ», Выпуск 2,2009.
- Шлыкова И.Е. Самооценка учебной деятельности.- ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».