Организация предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Гребенникова Светлана Николаевна

Организация: МБДОУ Црр Д/с № 11 «Подснежник»

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск

Техническая характеристика группы «Белочка»

Паспорт группы.

Группа находится на третьем этаже детского сада.

Помещение детского сада, оснащённое наглядными пособиями, игровым оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится игровая, учебная и воспитательная работа с детьми. Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. 

Освещенность группы: В группе находится три окна, и одно окно в прихожей комнате – освещение естественное, что соответствует принятым санитарно-гигиеническим нормам. На полу постелен линолеумом, стены окрашены и разрисованы  акриловой краской светло желтого и зеленого цвета, (соответствуют Сан.Пин гл VII п 5.1, 5.3, 5.4, 5.5.), искусственное – люминесцентное (20ламп), освещение и температурный режим соответствует принятым санитарно-гигиеническим нормам.

 

 

Помещение группы

Содержание

Цели

 

1

Приемная

1. Советы специалистов (консультации логопеда, психолога, тифлопедагога, окулистов.);

2.Информационные стенды  для родителей; «Меню», «Наше творчество», «Сетка занятий», «Информация о воспитателях»,  «Советы воспитателей» (консультации); «Разное»;

3. Зеленый цветник.

4.«Расписание организованной образовательной деятельности».

5. Полка для обуви, рассчитаны на 35 детей

6. Индивидуальные кабинки для раздевания на 35 детей

7. Две большие скамейки, 2 тумбы.

1. Привлечение родителей к работе со специалистами.

2. Ознакомление родителей групповой информацией.

 

 

2

Групповая комната

1. 8 столов детских,  и 30 детских стульев  маркированные в соответствии с ростом детей; 

2. Термометр

3. Полки: «Природа, наш дом», «Якутский и русский стиль», «Книга – мой друг; «Я – Люблю эксперименты», «Я и музыка»,

4. «Стул сказочника»,

5. «Место уединения»

6. Магнитная доска 2 х1,5м

7. Шкафы  для настольных игр  и кубиков 10шт.

8.Кухня: -Раздаточный стол,

-Посудный шкаф,

- 2 тумбы

- Чайник для воды, стаканы.

9. Два стула для взрослых.

Мольберт;

10.Шкафы для пособий для занятий.

1. Необходимое для детей обеспечение удобного проживания в  период дошкольного возраста.

 

3

Спальная комната

  1. Детские кроватки 24 штуки, 1 раскладушка.

2. Список детей.

3.Письменный стул и стол для воспитателя.

4. Термометр воздуха.

5. Жалюзи 2 штуки.

1. Обеспечение для детей спокойного и комфортного сна.

 

4

Ванная комната для умывания.

Туалетная комната.

1.Отдельные вешалки для полотенец

2. Список детей на полотенца

3. 1 Поддон

4. 4 крючка для воспитателей и помощников воспитателя.

5. полка для закаливания.

4. Шкаф для моющих средств.

6. 3 унитаза,  3 раковины

7. Шкаф для одежды персонала.

 

 

 

1. Привлечение детей к  навыкам самообслуживания, умение содержать свое тело в чистоте и порядке.

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

4.Развитие культурно-гигиенических навыков.

5. Формирование навыков опрятности.

 

 

 

 

 

Оборудование

Дидактическое обеспечение

 

Физкультурно-оздоровительный центр:

 

Спортивный центр

 

Цель: Формирование детей двигательной активности.

 

Спортивные атрибуты:

  • Игра «Боулинг»
  • Разноцветные мячики 80 штук.
  • Флажки цветные 80 штук.
  • 2 больших мяча
  • Кольцеброс 3 штуки.
  • 5 скакалок.
  • Дорожки ребристые для массажа ног.
  • Косички тряпочные 35 штук.
  • Кубики
  • Бубен трех видов.
  • Гимнастические палки
  • Кегли
  • Обручи
  • Бадминтон
  • Баскетбольный мяч
  • Маски для подвижных игр, более 50 штук

 

  1. В.И. Ковалько.

 –« Азбука физ,.минуток для дошкольников.» (ср, ст., подг. гр.) М., «Вако»-2005г.

  1. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в д/с» М., ТЦ – 2005г.
  2. Л.В. Остапко«Оздоровительная гимнастика для дошкольников»

 

 

 

 

Центр Художественно-эстетического развития:

 

Центр продуктивной деятельности  (рисование, лепка, аппликация,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Цветные карандаши , 20 наборов
  • Фломастеры, 5 наборов
  • Краски акварель, 30 наборов
  • Гуашь
  • кисточки тонкие и толстые, беличьи; кисточки для аппликации
  • непроливайки
  • Ножницы детские, ножницы для левши 5 штук.
  • Бумага А 4, А3, ватманы, альбомы.
  • Бумага для аппликации и поделок, картон, цветная, глянцевая, гофрированная.
  • Губки, трубочки, салфетки.
  • Пластилин 30 штук
  • Стеки
  • Дощечки для лепки
  • Палитра
  • Тарелочки
  • Трафареты
  • Резинки для творчества
  1. «Книга лучших поделок» — М., РОСМЭН – 2006г.
  2. 1000 игр. «Игры с карандашом» РОСМЭН 2007г.

 

Я и музыка

Цель: Приучит детей  к прекрасному, слушание музыки, заучивание песен и т. д.

 

 

 

 

  • Милафон
  • Проектор
  • Колонки
  • Ноутбук
  • Дудочки, флейта
  • 2 бубна
  • Балалайка
  • Телевизор
  • Барабан
  • Скрипка
  • Маракасы
  • ДВД
  • Ноутбук
  • Магнитофон с флешкой.
  • Игрушечные музыкальные инструменты (бубен, барабан, маракасы, металлофон, ложки, гармошка, пианино и др.)
  • Картотеки музыкальных дидактических игр, музыкальных игровых упражнений, хоровых игр
  • Аудиозаписи классической, народной музыки, детских песенок
  • Портреты композиторов
  • Магнитофон

1. Диски для детей с песнями, сказками, музыкой.

 

 

 

 

 

Центр социально – коммуникативного развития

 

Центр социально – коммуникативного развития

 

Центр игровой деятельности.

Цель: Приобщение детей к социализации в обществе.

 

 

  • Сюжетно-ролевые игры: «Дочки   Матери», «Ряженые», «Салон красоты», «Поликлиника», «Магазин», «Полицейский участок» и другие игры.
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
  • Картотеки подвижных игр
  • Пупсы, куклы разных размеров в       комплекте с одеждой по сезону.
  • Домашние и дикие животные
  • Наборы кухонной и чайной посуды;
  • Набор овощей и фруктов;
  • Машинки разных размеров и моделей
  • Коляски для кукол 2 штуки;
  • Настольные игры: Лото, мозаика, собери цепочку, пазлы (38 разновидностей), рукавички, конструктор (большой, средний, мелкий), геометрические фигуры, шнуровка. Игры: Угадай, что спрятано;  найди по размеру, собери по форме; лото – вкладыши (5 штук), белый лист;  облака (найди похожее); как пройти к домику зайца; где какая сказка, собери картинку;  найди пару;  составь целое, домик мышки, построим дом;  игры на ориентировку в пространстве с применением схемы;  кто как кричит, предметы из сюжетов, найди и вычеркни,  настроение, какие предметы спрятаны в рисунке, украсим кукле платье;  запомни и найди, лото (деревья), развиваем речь, картинка в картинке, радужный хоровод, неразбериха,  что бывает круглым, игры на логику, память, внимание, кто это и что это? Запомни и найди, найди по описанию, найди дорожку, найди различие, времена года, чудо дерево и многое другое.
  • Кукольный театр
  1. Эстетическое воспитание дошкольника.-М1961
  2. Экспериментальная психология эмоций.-М.,1979

 

Центр нравственно-патриотического воспитания.

Цель: Формировать представление о родном крае, стране.

 

 

  • Куклы в Якутском и в Русском национальном костюме.
  • Флаги: Якутский и Российский.
  • Герб Якутии и России
  • Фото президента России и Республика Саха Якутия.
  • Фотоальбомы по родному краю
  • Гербарий по растениям Якутии
  • Чороны разных размерах с разными якутскими узорами.
  • Книга «Край в котором я живу – Моя Якутия»
  • Статуэтки с якутскими животными.
  1. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей: «Край в котором я живу – Моя Якутия» Киричек Е.А., ПросняковаТ.Н. Москва АСТ – ПРЕСС ШКОЛА. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников.

 

Центр безопасности и ПДД.

 

Цель:Научить детей основам безопасности собственной жизнедеятельности.

 

  • Настольные игры по  ОБЖ и ПДД
  • Карточки с иллюстрациями с по ОБЖ
  • Ватман с изображением дорог, пешеходных переходов
  • Дидактические настольные игры по ОБЖ
  • Светофор
  • Жезл
  • Фуражки
  • Дорожные картинки
  • Дорожные знаки.
  1. Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: учебное пособие.- М., 1981

 

Трудиться, не лениться.

Цель: Научить детей трудиться и  воспитывать желание помочь взрослым.

 

  • Опрыскиватель для цветов
  • Фартуки для ХБТ
  • Фартуки и шапочки для дежурства
  • Тазы, тряпки для ХБТ, ручного труда
  • Дидактические игры «Профессии»
  • Иллюстрации с изображениями разных профессий.
  • Лопатки разных размеров.
  • Лейки

 

  1. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду.

 

Центр познавательного и речевого развития.

 

Центр  познавательного и речевого развития

 

Я и  природа.

Цель:Научить детей бережно обращаться с природой, беречь ее, помогать ей. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке.

Экология:

  • Стенд «Времена года», с отметками природы
  • муляжи ягоды, фруктов, овощей.
  • природный материал ( рыбная чешуя, косточки от ягод вишни. Черешни, абрикос и т.д. , шишки, ракушки, камешки)
  • В контейнерах: горох, кофе, пшеница, рис, гречка, манка и т.д.
  • Микроскоп, лупы.
  • палочки для рыхления.
  • опрыскиватели, лейки.

Пособия: «Ягоды лесные», «Мир в картинках»: «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Насекомые», «Домашние животные», «Птицы средней полосы»,  «Деревья и листья», «Овощи», «Фрукты», «Морские обитатели», «Цветы».

 

Занимательная математика.

Цель: Формировать мыслительные операции -анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление

 

  • Веревочки по длине
  • Полоски по ширине и высоте
  • Геометрические фигуры: в объеме и плоскостные, разного и одинакового цвета.
  •  Раздаточный материал: более 10 видов
  • Наглядный материал: более 20 видов.
  • Математическая лесенка
  • Настольно -печатные игры
  • Предметные и сюжетные картинки  крупного и мелкого формата.
  • Карточки с цифрами
  • Цифровые домики
  • Примеры на сложение и вычитание
  • Счетные палочки

 Занятия по программе «От рождения до школы» под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

 

Центр « Библиотека»

Цель: Научить ребенка работать с книгой, бережно к ней относиться,  активизировать познавательные способности детей. Открыть ребенку мир словесного искусства.

  • Дидактический материал с иллюстрациями:  со сказками, портреты писателей, картинки по теме.
  • Детская литература,  книги, пособия, журналы по возрасту детей.
  • Развитие речи: книжные уголки с соответствующей возрасту литературой;
  • дидактические игры по развитию речи.

Тематическая подборка детской художественной литературы

 

 

Экспериментальный центр «Я - исследователь».

 

Цель: Научить детей пользоваться инструментом, разглядывать важное, развивать мелкую моторику рук.

 

В экспериментальной зоне находятся:

  • Гуашь, красители
  • Одноразовые трубочки
  • Губки, пенопласт.
  • Лупы
  • Микроскоп
  • Песочные часы
  • Воздушные шары
  • Мыло
  • Контейнера для хранения
  • Баночки для экспериментов
  • Воронки
  • природный материал ( рыбная чешуя, косточки от ягод вишни. Черешни, абрикос и т.д. , шишки, ракушки, камешки)
  • Фартуки и колпаки для работы и т.д.
    1. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоциональное развитие дошкольника.-М.,1985 

 

Центр строительно – конструктивной игры.

Цель:Развивать конструктивные способности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию и в совместной игровой деятельности; развитие моторики.

  • строительные наборы с деталями разных форм и размеров;
  • конструкторы разной величины, формы и размера,
  • коробки большие и маленькие;
  • рисунки, схемы для строительства и конструирования
  • машины разной величины (игрушки для обыгрывания крупных сооружений)
  • Конструктор мелкий и          крупный «Лего»;

 

1.Маркова Т.А Воспитание трудолюбия у дошкольников.-М., 1991

2.Комарова Т,С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез 2005

 

Центр уединения, стул сказочника. Цель: Научить детей  выражать свои мысли, не стесняться в рассказывании. Создать условия для отдыха, уединения детей, избежать стрессовых ситуаций.

  • Мягкий домик – палатка размером 1.5 на 1.5, высота 1.5м.
  • Покрывало, легкая ткань, подушки разного цвета и размера.
  • Кресло – трон, шляпа сказочника.

 

 

 

             

 

Мультимедийные наглядно – дидактические пособия:

Презентации (на электронных носителях)

Работа со слайдами. Презентации:

«Новый год – веселый праздник»

«23 февраля – день пап»

«Древо семьи»

«Мама – главное слово»

«День смеха»

«Правила дорожного движения для детей»

« День Победы»

«Времена года»

«День детей»

«Домашние и дикие животные»

«Кто как кричит» и т.д.

Игры  и упражнения для глаз (электронные модули) :

Зайчики

Кружочки

Снежинки

Речка

Дождик и многое другое.

Иллюстрации по развитию речи, окружающему миру и математики.

Опубликовано: 07.09.2025
Мы сохраняем «куки» по правилам, чтобы персонализировать сайт. Вы можете запретить это в настройках браузера