Мастер - класс для родителей совместно с детьми «Игровая педагогика – секреты «LigroGame»

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Белкина Анжелика Анатольевна

Организация: МБДОУ «ДС «Семицветик»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой

Цель: Познакомить родителей с игровым модулем компьютерного 3D моделирования LigroGame, который направлен на развитие общих и специфических (объемно – пространственное мышление) интеллектуальных способностей детей младшего и старшего дошкольного возраста, создают познавательной фундамент для естественного овладения практикой трехмерного компьютерного моделирования в программе ЭВМ «LigroGame».

Воспитатель: Дети в дошкольном возрасте постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. Когда дети возводят башни из кубиков, они изучают основы строительства и понятие «стабильности». Рисуя – палитру цветов. Занимаясь лепкой или оригами – постигают азы пространственного моделирования. Моя основная задача, как воспитателя в этом процессе – поддержать детскую инициативу,

В настоящее время актуальным направлением развития современных форм технического творчества детей является так называемый STEM (аббревиатура от Science — естественные науки, (наблюдения, экспериментирования с живой природой) Technology — технологии (разные подходы, методы и приемы работы), Engineering — инжиниринг, проектирование, (развитие технического   творчества)   Mathematics   —   математика. В 2023 году детский сад выиграл окружной Грант «Педагогический СТАРТАП». Рабочей группой разработана программа по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования естественно – научной и технической направленности «Познаем и проектируем свой мир», разработанной на основе модульной программы автора Молодняковой Алены Валерьевны, направленной на развитие интереса к техническому творчеству и предметам естественно - научного цикла.

Программа включает три образовательных модуля, первый из которых - «Друзья Лигрёнка. Признаки и их значения», который направлен на формирование элементарных естественно – математических представлений, системы эталонов признаков предметов живой и неживой природы.  Дети в игровой форме знакомятся с главным персонажем программы – Лигрёнком и его друзьями, каждый из которых знакомит детей с каким – либо физическим признаком: цветом, формой, материалом, размером и другими. Эта деятельность называется «моделированием» и предполагает создание модели объекта на его основных информационных признаках: цвет, форма, размер, материал.

Проектирование темы проекта состоит из следующих этапов (фаз):

- инициация проблемы педагогом или замысел идеи, начальная фаза проектирования с помощью инструмента – схемы модели (этап «Придумывай»),

- создание модели в электронной среде LigroGame (этап «Моделируй»),

- реализация модели на 3 D принтере (этап «Создавай») ну и дальше, играй.

Воспитатель предлагает родителям погрузиться в лабораторию детской инициативы «Проектируем и создаем свой мир» и поиграть в игры вместе с Лигренком и его друзьями.

 

  1. Игра «Отгадай признак по значению» (шарик, кубик пластмассовый)

У нашего Лигрёнка есть «друзья», которые помогут нам научиться делать «волшебные превращения»: изменять размер, цвет, форму и другие признаки у предмета так, что может получиться совсем новый               предмет. Будем играть? Раскладываю комплект карточек полукругом перед детьми и родителями («Улитка», «Осьминог», «Хамелеон», «Листотел», «Слон», «Муравьи»).

Мы поиграем в игру, которая называется «Отгадай признак по значению». Я кладу мячик на карточку – персонаж и называю значение, а вы говорите, что это за признак. Например, я кладу мячик (кладу предмет на карточку «Осьминога») и говорю «круглый». Какой это признак? (форма)

 

  1. Игра «Признаки - вопросы и ответы – значения»

Последовательно кладется мячик на карточки с персонажами, называю значения, дети и родители называют признак, при затруднении помогаю, называю признак.

Спрашиваю родителей и детей «Вы запомнили, какой признак обозначает каждый персонаж? Они не просто обозначают признаки, они задают вопросы и у каждого персонажа свой вопрос:

«Улитка»: «Из каких частей состоит объект?»

«Осьминог»: «Какой формы объект или часть объекта?»

«Хамелеон»: «Какого цвета объект или часть объекта?»

«Слон»: «Какого размера объект или часть объекта?»

«Листотел»: «Из какого материала объект или часть объекта?»

«Муравьи»: «Количество каждой части объекта?»

 

  1. Игра «Игры с предметными картинками для определения значений признаков «Апельсинки» и «Мячики» или определяем признаки и значения «живое/неживое»

Воспитатель предлагает рассмотреть «игрушки», которые принес на занятие Лигрёнок для игры: картинки с изображениями «апельсин» и «мяч». «Как вы думаете, чем эти объекты похожи, а в чём отличаются?» Чтобы узнать свойства данных объектов, предлагаю по очереди детям, а затем родителям «попрыгать» по «дорожке друзей Лигрёнка» и определить значения данных объектов. Дети вместе с родителями определяют одинаковые признаки объектов «апельсин» и «мяч», которыми являются цвет, форма, размер, количество частей. Определяют, что мячик и апельсин имеют разное значение признака «материал», так как мячик – это предмет, который создан человеком из определенного материала, а апельсин – это объект живой природы, он вырос на дереве и созрел в плод «апельсин». Апельсин «создан» природой.

Выводы: все предметы, которые нас окружают можно разделить на две группы: рукотворные, которые созданы человеком и нерукотворные, которые «созданы» природой, они имеют определенный цикл развития, нуждаются в питании и свете.

Дальше воспитатель делит детей и родителей посредством считалки на две команды – «мячики» и «апельсинки», каждая команда становится в шеренгу, участники в начале шеренги по моему сигналу подбегают к столу с предметными картинками и выбирают картинку для своей команды – «мячики» - объекты неживой природы, «апельсинки» - объекты живой природы. По сигналу игра заканчивается, подсчитывается количество предметных картинок каждой команды и анализируются картинки по признаку «живое/неживое»

 

  1. Игра «Отгадай предмет по значениям игрового признака» Цель игры: научить определять по заданным значениям признаков загаданный объект.

Воспитатель предлагает рассмотреть «игрушки», которые принес на занятие Лигрёнок для игры: предметные картинки, вложенные в кармашки «пояска». Пособие «волшебный поясок».

Вопрос: Вы умеете отвечать на вопросы друзей Лигрёнка? А теперь будем учиться по ответам – значениям находить загаданные предметы, поиграем? Я загадываю предмет и называю три значения предмета (н-р, значения формы, цвета, материала: круглый, красный, резиновый), а вам нужно определить предмет, который я загадала. Под загаданным предметом прячется «Лигрёнок». Узнаем, кто сегодня соберёт больше всех «Лигрят».

Воспитатель заранее незаметно от участников вкладывает под карточку с загаданным предметом картинку с «Лигрёнком» и называю три значения признака загаданного предмета, участники рассматривают «волшебный поясок» с предметными карточками и кто отгадал –поднимает руку и называет предмет, при правильном ответе участник игры находит «Лигрёнка» и забирает его себе. Далее прошу отгадавшего определить «друзей Лигрёнка», которые загадали загадку, т.е. подобрать карточку признака к загаданным значениям. Например, загадали «синий, круглый, пластик», то карточки будут: «хамелеон» - признак «цвет», «Осьминожка» - признак «форма», «Листотел» - признак «материал». На следующем этапе ведущим, который загадывает предмет по значениям признаков, по считалке назначают из группы участников. Игра заканчивается, подсчитывается  количество  картинок  с «Лигрятами» у игроков, определяется «знаток загадок Лигрёнка».

 

  1. Игра с Хамелеоном

Участники делятся по цветным квадратикам и ищут в группе предметы такого же цвета. В конце игры подсчитывается количество собранных предметов, у кого больше.

Выводы: все предметы, которые нас окружают можно описать в свойствах или значениях признаков: формы, цвета, материала, размера, количества.

 

 

 

Список литературы:

  1. Молоднякова А.В., парциальная образовательная программа «Играем и моделируем в LigroGame»/ А.В. Молоднякова.- Издательские решения. 2022. С. 144.
  2. Молоднякова А.В., Лесин С.М. Формирование раннего инженерного и технологического образования в условиях технологической насыщенности системы дошкольного образования/ «Интерактивное образование» №3. 2018. С. 38-42.
  3. Молоднякова А.В. Что закупить для компьютерно – игрового комплекса на 2019/2020 учебный год/Справочник руководителя дошкольного учреждения, № 9, 2019, С.69.
  4. Молоднякова А.В. Технология игрового 3D моделирования в LigroGame как инновационный метод для развития естественно–математических представлений детей дошкольного возраста на основе цифровых технологий/ Психология личности: культурно-исторический подход // Материалы XX Международных чтений памяти Л.С.  Выготского. Москва, 18-20 ноября 2019 г. / Под ред. Г.Г. Кравцова: В 2 т. Т.2. М.: Левъ, 2019, С. 158.
  5. Молоднякова А. В. Современные формы раннего инженерного образования на основе инновационной технологии компьютерного 3 D моделирования в LigroGame //Инженерное мышление: социальные перспективы: материалы международной междисциплинарной конференции. Екатеринбург, 12-13 февраля 2020 г. / [под ред. А. А. Карташевой]; Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Деловая книга, 2020. – С.176.
  6. Молоднякова А.В. Компьютерно – игровой комплекс «LigroGame» как современное решение для материально-технических условий обучения детей на основе ИКТ – технологий в дошкольном учреждении// Материалы XXXI КОНФЕРЕНЦИИ «Современные информационные технологии в образовании» 2-3 июля 2020 г. ТРОИЦК МОСКВА: [Сборник]/ сост. Алексеев М.Ю., Алексеева О.С., Григоренко М. М. Киревнина Е.И.-С. 416.
Опубликовано: 17.03.2025