Инновации в методико – технологической сфере музыкального образования и особенности их воплощения в процессе обучения детей ДШИ и ДМШ»

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Гордеева Любовь Анатольевна

Организация: МБО ДО «ДШИ им. С. Губайдулиной»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Чистополь

1. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДШИ И ДМШ В СФЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВОПЛОЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Обучение детей в ДШИ и ДМШ располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребёнка, по саморазвитию и самореализации. Деятельность учащихся, когда они в процессе работы что – то изменяют, дополняют, комбинируют, делают «открытие для себя», представляет собой творчество.

Анализ исследований дал возможность определить наиболее эффективные условия для формирования творческой личности учащихся:

  1. Признание ценности ребёнка. В ДШИ и ДМШ создаются условия для развития, способствующие творчеству, позволяют ребёнку ощущать свою значимость.
  2. Творчество развивается при условии предоставления ребёнку свободы выражения.
  3. Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление собственной индивидуальности ребёнка.
  4. Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно – образное мышление. И здесь необходима помощь взрослого в организации и реализации замысла игры, стимулирования их разнообразия.

Предоставление детям свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому, оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, ситуации новизны. Творческую личность может развивать творческая личность. Сегодня основными направлениями развития педагогической практики ДШИ являются творческие приёмы обучения...

Творческий педагог пробуждает у детей способность наблюдать жизнь, развивает познавательный интерес, интеллект и эмоциональную культуру личности своего ученика, уделяя внимание всем и каждому в отдельности.

Помимо творческих педагогических способностей, педагог должен работать над развитием специальных приёмов работы, помогающим добиваться поставленных перед собой и учащимися целей.

Работа педагога ДШИ и ДМШ во многом зависит от контингента учащихся. Поэтому, очень важно продумать вопрос комплектования групп по теоретическим предметам.

Соревновательность в процессе обучения должна носить лёгкий характер. Нельзя всё приводить к общему результату, как нельзя выпячивать отдельных учеников в ущерб остальным. Нельзя делать упор на личность в оценке её результатов, а больше внимания уделять самим результатам и работе, которую проделала личность

Творческий педагог закладывает основы дальнейшего всестороннего развития личности детей в процессе обучения в ДШИ и ДМШ.

Целенаправленное развитие способностей детей, формирование у них профессиональных важных качеств личности предполагает использование в практике обучения детей в ДШИ и ДМШ современных педагогических технологий.

 

2. «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДШИ И ДМШ»

Детские школы искусств и музыкальные школы располагают собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности детей, по саморазвитию и самореализации.

Общеобразовательные школы используют информационные, обучающие технологии с опорой на интеллект. Одна из ошибок современной школы заключается в том, что головы учеников перегружаются знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития способностей ребёнка. Учебные занятия в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление.

Обучение детей в ДШИ и ДМШ   в отличие от общеобразовательной школы должно разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по – разному, причём содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень умственного развития и корректировать в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребёнка. В результате для большинства детей должны создаваться оптимальные условия развития: они смогут реализовывать свои способности и освоить программы.

Принципы построения обучения детей в ДШИ и ДМШ:

  • индивидуализация, вариативность образования;
  • развитие творческих способностей детей;
  • учёт реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
  • ориентация на потребление общества и личности обучающегося;
  • возможная корректировка учебной программы с учётом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде.

В практике необходимо придерживаться положений:

  • всеобщая талантливость детей. Нет неталантливых детей, а есть те, которые ещё не нашли своего дела
  • взаимное превосходство. Если у кого –то что – то получается хуже, чем у других, значит, что – то должно получаться лучше – это что – то нужно искать.
  • Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребёнке не может считаться окончательным.
  • Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных; важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
  • Нет детей неспособных. Если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

 Объектом образоватнльной технологии в процессе обучения детей в ДШИ и ДМШ является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом.

По своей специфике образовательный процесс в ДШИ и ДМШ имеет развивающий характер, который направлен на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определённого уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребёнка и его способностей.

Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, нужно исходить из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в ДШИ и ДМШ должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.

Большой интерес представляют личностно - ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей. Технология личностно - ориентированного обучения сочетает обучение и учение (индивидуальная деятельность ребёнка). Цель технологии личностно – ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей обучающихся на основе использования имеющихся у них опыта жизнедеятельности. Принципиальным является то, что обучение в ДШИ и ДМШ не заставляет детей учиться, а создаёт условия для грамотного выбора каждого содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Дети приходят на занятия добровольно, в своё свободное время от основных занятий в школе, выбирают интересующий предмет. В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно – ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности.

Подготовка учебного материала предусматривает учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на развитие ученика. Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учётом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей, где каждый отвечает за результаты своего труда.

Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приёмами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.

Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:

  • Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
  • Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Дидактическая задача – восстановить в памяти всё то, на чём строиться занятие.
  • Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, чётко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам.
  • Итоговый этап –  оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

Учебный план ДШИ и ДМШ предоставляет детям широкий выбор образовательных и развивающих дисциплин, что даёт детям возможность свободного выбора и поиска своей индивидуальности. Каждый предмет ДШИ и ДМШ позволяет детям выявить свои способности и задатки. Технология индивидуального обучения (адаптированная) – это такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

В ДШИ и ДМШ индивидуализация обучения осуществляется со стороны самого обучающегося, потому что он идёт заниматься в то направление, которое ему интересно. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономично, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В общеобразовательной школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.

3. «ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ДШИ И ДМШ»

Групповые технологии на уроках теоретического цикла ДШИ и ДМШ предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, дискуссия, диспут, нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач. Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от вида деятельности.

Уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.
  • Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. Технология коллективного взаимообучения – каждый учит каждого. Обучение – есть общение обучающихся и обучаемых. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность

Проектирование технологии состоит:

  • объяснении нового материала;
  • индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приёмам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач);
  • самостоятельная работа детей, которая предполагает общение;
  • включённый контроль, взаимоконтроль.

На уроках теоретических дисциплин используется педагогика сотрудничества, Она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.

Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скреплённая взаимопониманием, совместным анализом её хода и результата.

Основные принципы педагогики сотрудничества:

  • учение без принуждения;
  • право на свою точку зрения;
  • право на ошибку;
  • успешность;
  • мажорность;
  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

Личностный подход можно представить формулой: «любить +понимать+ принимать+ сострадать + помогать» является важнейшим фактором, определяющим результаты образовательного процесса в ДШИ и ДМШ.

Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям:

  • заинтересованность педагога в их судьбе;
  • сотрудничество, общение;
  • отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность;
  • отношение к ребёнку как к уникальной личности;
  • терпимость к детским недостаткам, веру в ребёнка и его силы.

Педагогика сотрудничества немыслима без демократизации отношений:

  • право ребёнка на свободный выбор направления деятельности, времени занятий, объёма и уровня сложности учебного материала, педагога и т.п.
  • право каждого участника образовательного процесса на собственную точку зрения;
  • создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
  • неформальный стиль взаимоотношений педагога и детей.

Новая трактовка индивидуализации обучения в педагогике сотрудничества заключается в том, чтобы в системе образования идти не от учебного предмета, а от ребёнка к учебному предмету, учитывать и развивать его потенциальные возможности; учитывать способности детей и конструировать индивидуальные программы их развития.

Технология коллективной творческой деятельности, которая применяется на уроках ДШИ и ДМШ.

В основе технологии лежат организационные принципы:

  • социально – полезная направленность деятельности детей и взрослых;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • романтизм и творчество.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Технологии исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и актив

Главной целью инновационной деятельности педагога ДШИ и ДМШ в современных условиях становится:

  • развитие педагога как творческой личности;
  • переключение его с репродуктивного вида деятельности на самостоятельный поиск методических решений;
  • превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Именно инновационная деятельность не только создаёт основу для создания конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.

 

Обучение детей в ДШИ и ДМШ обладает целым рядом качеств, которых нет у основного образования:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

В современной системе образования дополнительное образование детей приобретает новые черты:

  • большого количества дополнительных образовательных услуг;
  • усиление гибкости сферы дополнительного образования;
  • проявление тенденции к дальнейшему интенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей.

Особое значение имеет инновационная деятельность в системе дополнительного образования, которое по своей сути является инновационным. Важной характеристикой дополнительного образования детей является:

  • творческая;
  • практико – ориентированная;
  • индивидуальная направленность его содержания.

Педагоги ДМШ и ДШИ всегда занимались поиском новых путей в работе с детьми, в их развитии и воспитании. Но в каждой музыкальной школе существует своё понимание этого явления, которое отражает специфику работы учреждения, его проблемы и подходы к их решению.

Опубликовано: 27.06.2024