Проектная деятельность как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Горшкова Ольга Ивановна

Организация: МБОУ «Школа №30»

Населенный пункт: Московская область, г. Балашиха

В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток

В сфере перехода на новые общеобразовательные стандарты, проектная методика и использование ИКТ на уроках иностранного языка имеет особые преимущества в сфере обучения и воспитания разносторонне-развитой личности учащегося.

Проектная методика позволяет сформировать у учащихся:
- коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки,
- культуру общения,
- умение формулировать собственные мысли,
- умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению,
- умение добывать и обрабатывать информацию, а также ориентироваться в информационном пространстве,
- умения и навыки использования современных компьютерных технологий,
- языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке,
- умения применять накопленные знания по предмету,
- критическое и творческое общение

На уроках английского языка используются различные виды проектов:
1. Исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Данные проекты подчинены логике небольшого исследования и имеют соответствующую структуру. Участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения, аргументируют актуальность исследования, обсуждают полученные результаты, делают выводы.
2. Творческие, предполагающие соответствующее оформление результатов, деятельность участников намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике и интересам совместной деятельности. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы.
4. Информационные, направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Они требуют хорошо продуманной структуры, а результатом проекта является статья, реферат, доклад.
5. Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного меропри
ятия.
6. Практико - Ориентированные проекты, в которых определена доминирующая деятельность – прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики на английском языке.
7. Монопроекты - это проекты, осуществляемые в рамках одного предмета.
8. Межпредметные проекты - это пространство интегрированного знания, решая свою проблему, школьник обращается к различным областям знаний, находя ответы на свои вопросы, устраняя пробелы в знаниях.
По продолжительности проекты подразделяются на краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

 

Нетрадиционные формы занятий

Для того чтобы сформировать положительную мотивацию на уроках английского, следует поставить задачу, чтобы мотивы были связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями и умениями. На уроках английского языка необходимо создать комфортную и естественную атмосферу общения "учитель -ученик". При этом, важно решить проблему с ситуацией снижения интереса к языку при возникновении трудностей.

В такой ситуации помогает педагог, который применяет активные методы обучения, помогая учащимся освоить большой объем учебного материала при недостатке сформированных общих умений

Поэтому эффективность обучения английскому языку определяется не только объемом усвоенных знаний, умений и навыков, но и теми методами обучения, которые помогут учащимся эффективно овладеть информацией. Кроме того, важно учитывать психолого-физиологические и индивидуально-психологические особенности школьников.

Наилучшим вариантом решения данной проблемы, является применение нетрадиционных форм занятий, при котором используется коммуникативный и личностно-ориентированный метод обучения. К таким занятиям относится проектный урок.

В течение проектного урока достигаются разные цели методического и психологического характера, которые можно обобщить следующим образом:

- центр процесса обучения переносится с учителя на учеников, что по образовательному стандарту есть одна из главных задач;

- осуществляется контроль всех знаний и навыков по данной теме;

- обеспечивается более серьёзное отношение к уроку, происходит осознание себя как члена коллектива;

- приобретается новая информация;

- повышается эмоциональный настрой всех учащихся.

Таким образом, проектная деятельность - один из основных приемов повышения мотивации к изучению английского языка. При организации проектной деятельности учащихся педагогом, улучшаются результаты обучения ввиду интерактивности. В процессе данной деятельности учитель с учениками находит трудные моменты в обучении, ставит проблему, актуальную для учащихся, задумывается над связями с другими объектами и явлениями, а также развивает видение практического применения получаемых знаний, в результате чего повышается мотивация к учебной деятельности. Каждое задание, этап урока должен содержать проблему, которую учащиеся самостоятельно замечают, определяют, вырабатывают возможные пути решения проблемы, дают им оценку.

Проектная деятельность на уроке дает возможность развить творческие способности ученика. В этой деятельности у учащегося появляется возможность проявить себя, свою самостоятельность в принятии решений, контролировать собственный образовательный процесс. Необходимо сформулировать основные понятия у обучающихся и интерес к данному виду деятельности. Этому способствует специфика рассматриваемого предмета - английского языка. Преподаватель может предложить выбрать тему самостоятельно, предоставив возможность учащимся творчески организовать свою деятельность, используя сферу собственных интересов.

Таким образом, в сознании учащегося соединяются два момента: учебное задание и сфера своих интересов. Это важно, так как, когда учащийся будет прорабатывать тему, в которой он лично заинтересован или хочет разобраться (в случае возникновения трудностей), он проявит аккуратность и постарается применить все свои знания и умения для того, чтобы предоставить тему. Высокий уровень мотивации на уроках придаст уверенности ученику, повысит его успеваемость и будет способствовать установлению прочного контакта с учителями. Учитель, повышая уровень мотивации учащихся с помощью проектной деятельности, организовывает благоприятную атмосферу на уроке, способствуя увеличению положительных результатов во всех сферах (личностно-эмоциональной, учебной и т.п.).

Мотивация-это зеркальное отражение интереса, таланта ученика, работа на удивление аудитории, которая ведет к успешной социализации, а в результате – уверенная личность. Ученики могут презентовать себя в проектной деятельности и узнать друг друга лучше: свое хобби, свои традиции, нестандартные решения, свой взгляд на мир, свои сверх способности, оригинальный продукт, креативное мышление, например, качественные мягкие игрушки, собственного производства, фильм на английском языке, ученик и режиссер, и звукооператор, модные журналы на английском языке, спортивные достижения и викторины на английском языке, искусство кулинарии, презентация традиций на английском языке и вкусное блюдо, собственного приготовления, волшебная газета с карманами, где яркие билеты на разную экскурсию, любимый мультик на английском языке, который озвучивают знакомые ученики.

Выводы
Метод проектов является одним из востребованных методов, начиная с раннего обучения детей иностранному языку. Главная наша задача, как педагогов – заинтересовать, мотивировать ребёнка и вовлечь его в атмосферу деятельности.
Метод проектов помогает мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности моих учащихся и ориентироваться на уровень интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности его памяти, восприятия и мышления.
С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем.
Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысление себя через средства английского языка, я добиваюсь активной деятельности моих учащихся, и метод проектов очень мне в этом помогает.

 

 

 

Список используемой литературы:


1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
2. ИЯШ, 2002, №3 Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка»
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С.Полат – М., 2000
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - №2, 3 – 2000
5. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.

6. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.

7. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.

8.Новиков А.М. Методология образования. - М., 2002.

9.Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2003.

Опубликовано: 26.02.2023