Проблемное обучение на уроках математики

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Молодцова Нина Александровна

Организация: МБОУ СОШ № 3

Населенный пункт: ХМАО - Югра, г. Ханты - Мансийск

«Открывайте знания вместе с детьми…»

 

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого школьника и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога.
В связи с введением ФГОС изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания образования. Создаются новые концепции образования, основанные на системно - деятельностном подходе. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Это в свою очередь требует иных подходов в организации учебного процесса. Одним из важных направлений учебного процесса является технология проблемного обучения, потому что способствует развитию творческого мышления обучающихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития.

Опыт работы в школе доказывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить школьники, если развивать у них не только память, но и логическое мышление. «Заразить» ребят поиском пути решения заданной проблемы. Ведь не секрет, что учитель довольно часто встречается с такой ситуацией: он рассказывает и показывает иллюстрации, но некоторые ученики его не слышат, поскольку голова занята совсем другим. Как до таких «достучаться» и «вернуть» на урок?

Большинство учёных признают, что развитие мышления школьников невозможно без проблемного обучения. Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей обучающихся.

 

Педагоги о проблемном обучении.

Большинство дидактов рассматривают проблемную ситуацию прежде всего как ситуацию интеллектуального затруднения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер).

  1. И.Я. Лернер - сущность проблемного обучения видит в том, что
  2. «учащиеся под руководством педагога принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям современной школы»;
  3. Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и в овладении учащимися обобщенных знаний и принципов решения проблемных задач;
  4. М.И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построены с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения или научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций»;
  5. В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание учеником необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
  6. «Проблемной, — отмечает А.М. Матюшкин, — называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического... или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия...»
  7. Проблемной является ситуация, в которой имеется нечто имплицитно в нее включающееся, ею предполагаемое, но в ней не определенное, неизвестное, эксплицитно не данное, а лишь заданное через свое отношение к тому, что в ней дано... Отношение неизвестного, заданного, искомого к исходным данным проблемы определяет направление мыслительного процесса. (С.Л.Рубинштейн)
  8. М.И. Махмутов писал: «Под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, навыков».
  9. «Ситуация познавательного затруднения, вовлекающая учащихся в самостоятельное познание элементов новой темы, носит название проблемной ситуации..» — считает Ю.К. Бабанский.

 

В современной школе каждый преподаватель стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые ведут к высокому качеству усваиваемых знаний, и способствуют развитию обучающихся. Однако не всегда это стремление приводит к желаемому результату. Иногда, стремясь облегчить процесс усвоения знаний, учитель проделывает большую работу по сообщению школьникам знаний. Организации понимания и закрепления этих знаний, а так же проверка учителя, во многих случаях доведенная до совершенства, не всегда достигала нужного эффекта. Если перед школой ставится задача развития мышления обучающихся, их творческих способностей, повышения качества знаний, то педагогически правильно организованное обучение является проблемным.

 

Что такое «Проблемное обучение»?

Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Результат  проблемного обучения: творческое овладение  знаниями, навыками, умениями  и  развитие мыслительных способностей.

 

Актуальность.

 

В школе закладываются основы развития творческого мышления учащихся. Проблемное обучение – одно из средств  повышения творческих возможностей личности.

Необходимость использования проблемного обучения для повышения мотивации учащихся.

Проблемное обучение дает возможность обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребенка и заложить основы готовности  к дальнейшему   развитию и самообразованию.

 

Главные цели проблемного обучения:

 

  1. Усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
  2. Не только усвоение результатов научного познания, но и самого процесса получения этих результатов.
  3. Воспитание активной  личности обучающегося, умеющего разрешать нестандартные проблемы.
  4. Развитие самостоятельной учебной деятельности.
  5. Развитие мышления и творческих способностей обучающихся.

 

Цикл умственных действий:

Возникновение проблемной ситуации.

Осознание сущности затруднения и постановка проблемы.

Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и гипотез.

Доказательство гипотезы.

Проверка правильности решения проблемы.

Решением проблемы в учебной деятельности будет новое знание, новый алгоритм…

Проблемное обучение, в первую очередь, включает в себя создание проблемных ситуаций.

Создание проблемных ситуаций на уроках математики.

Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение.

В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы:

  1. Постановка проблемы  (возникновение проблемной ситуации).
  2. Поиск решения (проходит выдвижение и проверка гипотез).
  3. Выражение решения - формулировка нового знания научным языком.

Например, решаются задачи с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения.

Из практики.

«Обманные задачи»:

1.Постройте прямоугольный треугольник со сторонами 2см, 3см и 5 см.

2. Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы.

3. Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника.

4. Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 75°. Найдите углы треугольника.

5. Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба.

 

Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки:

Тема «Линейные уравнения с одной переменной»

На доске быстро решается уравнение:

(5х + 7) × 2 – 3 = 17

10х + 14 – 3 = 17

10х = 17 – 14 – 3

10х = 0

х = 0.

При проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищем ошибку. Дети решают проблему.

 

Основные преимущества и недостатки проблемного обучения.

  1. +
  1. -
  1. Уроки эффективны для развития творческого мышления.
  2. Ученики лучше запоминают материал.
  3. Ученики активнее включаются в процесс.
  4. Развивается самостоятельность.
  5. Повышается мотивация к учебе.
  1. Всегда вызывает затруднение у ученика в учебном процессе.
  2. На осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени.
  3. Требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени для подготовки.

Технология проблемного обучения  меняет роль учителя в образовательном процессе. Он должен уйти из рамок учителя, который сообщает ученикам определенную информацию, и стать квалифицированным консультантом по разрешению различных проблем. Учитель должен сам серьезно готовиться:

подбирать такую учебную проблему, которая интересна учащимся;

проблема должна быть доступна по сложности, научна по содержанию;

во время работы над проблемой необходимо следить за эмоциональным состоянием учеников, вовремя оказывать помощь.

Проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая.

«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда»

Древняя мудрость

 

 

 

Список литературы и интернет ресурсы:

1. Бабанский Ю. К. /Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.- с. 28

2. Кудрявцев Т. В. /Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание,     1991. – с. 112.

3. Лебедев  О.Е. /Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.

4. Лернер И.Я. /Проблемное обучение.- М., 1974. – с. 94

5. Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Издательство: Директмедиа/  Паблишинг, 2008. – с. 15

6. Махмутов М. И./ Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика,     1975.- с. 267

7. Оконь В./ Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. – с.138.

8. Скаткин М.Н./ Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.

https://scienceforum.ru/2015/article/2015010349

https://infourok.ru/teoreticheskie-materiali-problemnoe-obuchenie-3921613.html

https://infourok.ru/doklad-problemnoe-obuchenie-na-urokah-matematiki-4133286.html

Опубликовано: 16.02.2023