Интегрированный урок по повести А. Платонова «Возвращение»

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Бысыина Людмила Гаврильевна

Организация: МБОУ средняя школа им. П.В. Аммосова

Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), с. Тулуна

Интегрированный урок по повести А. Платонова «Возвращение»

Когда мы говорим о модернизации содержания образования, совершенствовании процесса обучения и воспитания школьников, то, в первую очередь , речь должна идти о профессионализме учителя, поисках им новых, более эффективных путей приобщения учащихся к осмысленному изучению учебных дисциплин.

Учителя Тулунинской средней школы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) работают над созданием такого проекта исследовательской деятельности, который помог бы детям осознать многозначность окружающего мира и место каждого ребенка в нем.  Каждый человек воспринимает мир сообразно собственному жизненному опыту. Изменение отношения детей к окружающему способствует и развитию школы, формированию толерантного отношения как на локальном (Я, ученик, - родитель - учитель), так и на глобальном (моя семья - государство - человечество) уровнях. Но как раскрыть такую схему отношений? Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности в якутской школе являются интегрированные уроки с использованием технологий, ориентированных на развитие осмысленного отношения детей к учебе.

В духовном развитии школьника огромную роль играет литература. Приобщение учащихся к процессу чтения развивает их интеллектуальные способности, совершенствует культуру мышления, навыки анализа художественного произведения. Благодатной темой в этом отношении является творчество Андрея Платонова.

Девятиклассники знакомятся с рассказом писателя «Возвращение». В этом повествовании о войне преобладают два мотива: война глазами взрослых и война глазами детей. Этот рассказ возник на основе сурового опыта войны, тревог Платонова за судьбы детей как самой хрупкой, уязвимой части общества. Проблемы, поднятие Платоновым в рассказе , определили тему урока: «Детство мое, не знавшее игр». На урок были приглашены ветераны Великой Отечественной войны и тыла, живущие в селе. То, о чем говорили гости урока, во многом совпадало с тем, о чем писал Платонов в своем рассказе: любовь к «маленькому мужичку»  и одновременно чувство страха, робости перед детским рационализмом, явной однобокостью развития детей. Разговор живо затронул наших учащихся. Говорили о «правде Петруши», «правде солдата», «правде матери». Отец, капитан Иванов, говорит о себе: «Я всю войну провоевал, и смерть видел» - и о сыне: «Что за человек вырос, рассуждает как дед…». В ответ Петруша думает об отце: «Тебе хорошо было на готовых харчах». А мать говорит: «А я по тебе здесь обмирала, у меня руки от горя тряслись…». Так чья же правда - истина?

На уроке литературы учитель-словесник вместе с психологом показал детям, как можно перенести определенные знания по истории, литературе в сферу психологии и получить знания о себе. Важным моментом такого урока является раскрытие идей всеобщего ( мы - люди, дети), частного (мы можем быть разделены по каким-то показателям), индивидуального или единичного («я» - уникальная личность, я - прав). К этому урок психолог привел учащихся после ознакомления с темой «Личность. Кризисы развития». Обозный интерес у ребят вызвали два возрастных периода. - подростковый и период от 35 до 40 лет - возраст большинства родителей наших учащихся (и, кстати, возраст капитана Иванова). Знакомство с физиологическими и психологическими особенностями данных периодов позволяет ребятам лучше понять, что и почему происходит с ними и их родителями, во внутреннем мире разных поколений. А если еще идет война? Детство могло слепо, беспредельно «обидеться» вообще на весь мир, на историю, на всех взрослых, могло стать жестоким. И дети, наши сегодняшние ученики, «соучаствуют» в рассказах ветеранов тыла, когда те со слезами на глазах вспоминают свое детство, так похожее на детство Петруши  своим вынужденным «сверхрационализмом». Ценностно-смысловые ориентиры, заложенные в содержании урока, являются очень важным моментом в формировании миропонимания. Однако, это только один из подходов к решению столь актуальной задачи.

Осознание себя. Частью целого приходит к ребенку благодаря включению в процесс группового. Решения проблемы. Работая в группах, дети вместе выполняют задание, обсуждаю увиденное и услышанное. При этом мнения у членов одной и той же группы могут быть разными, но в условиях группового взаимодействия необходимо терпимо относиться к точке зрения других.

В конце урока ребята и взрослые приходят к выводу, что частью истины обладают все герои рассказа. Разрушительная сила войны была остановлена ребенком, гордыня в Иванове смирилась, и дети не осиротели во второй раз.  Петруша не виноват, что его детство опалено войной, и это понимает Солдат, сражавшийся за то, чтобы не было детства, не знавшего игр. Произошло возвращение героя к своему «сокровенному человеку».

Результатом урока стало повышение интереса девятиклассников к истории, понимание того, что все факты и явления мира тесно связаны между собой. Радует вывод, к которому приходят подростки: если все мы разные, то можно многому научиться друг у друга, увидеть мир совсем по-другому, и от этого может выиграть каждый.

Опубликовано: 06.12.2022