Особенности формирования учебной мотивации студентов колледжей при изучении естественнонаучных дисциплин

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Варлашина Светлана Юрьевна

Организация: ГАПОУ ПО «Пензенский колледж транспортных технологий»

Населенный пункт: Пензенская область, г. Пенза

В концепции модернизации российского образования подчеркивается, что «...основной целью профессионального образования на современном этапе развития страны является подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».

В связи с этим, как никогда ранее, становится актуальным вопрос о том, какой должна быть подготовка рабочих, специалистов в профессиональных образовательных учреждениях, чтобы обеспечить им возможность реализовать свои способности и возможности в профессиональной деятельности и социуме.

Сегодня каждый педагог естественнонаучных дисциплин сталкивается с рядом проблем в преподавании, которые связаны с низким уровнем школьных знаний по предмету; низкой мотивацией к учебе со стороны студентов; некоторые разделы дисциплин имеют высокую наукообразность; несоответствием традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования и социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. В итоге мы получаем, что дисциплины естественнонаучного цикла, а следующие за ними и некоторые общепрофессиональные дисциплины, становятся самыми сложными для изучения у студентов.

Одним из направлений решения данных проблем является изменение формы, стиля преподавания. Необходимо отходить от «преподавания у доски», и использовать активные формы ведения уроков, переходя к деятельностному обучению. Это намного интереснее и повышает мотивацию, а значит, способствует лучшему усвоению материала.

В числе психолого-педагогических проблем обучения студентов наиболее значимой является проблема формирование учебной мотивации студентов, поскольку высокий уровень учебной мотивации является одним из наиболее действенных средств повышения эффективности и качества учебного процесса. Таким образом, вопрос об учебной мотивации – это, по существу, вопрос о качестве учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности в значительной мере определяют отношение студента к решению поставленных задач, создают предпосылки эффективности и результативности самой профессиональной деятельности.

Мотивами творческой активности студентов выступают различные потребности, интересы и склонности к творческой деятельности. В целях формирования такой активности обучающихся эффективно использование таких форм организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования. На подобных занятиях центр тяжести переносится с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной работы.

Необходимыми условиями для развития творческой активности студентов являются: совершенствование содержания учебного процесса; внедрение эффективных форм и методов обучения; широкое применение в учебном процессе современных средств обучения.

Перечисленные выше условия отражены в представленной нами модели формирования учебной мотивации студентов в ходе изучения дисциплин естественнонаучного цикла, в которой выделены три основных этапа: ценностный, процессуальный и оценочный (рис. 1).

 

Рис.1 – Модель формирования учебной мотивации при изучение дисциплин естественнонаучного цикла

 

Цель ценностного этапа направлена на осознание студентом того, ради чего он учится, и что его побуждает к учению.

Основными задачами данного этапа являются следующие:

  •  разработать диагностический инструментарий, позволяющий  с достаточной степенью достоверности выносить заключение об уровне сформированности учебной мотивации студентов;
  •  формировать мотивы (понимание необходимости и значимости мотивации процесса обучения);
  •  стимулировать эмоциональное состояние студента на принятие учебной задачи;
  •  актуализировать потребность в самосовершенствовании, самореализации, в осознании себя как личности.

В числе средств первого этапа будут такие, которые вызывают исходную мотивацию: побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызывание относительной неудовлетворенности чем-то из предыдущей деятельности, усиление акцента на предстоящей работе, заинтересованность.

Известно, что все средства только в том случае адекватны, если они определяют, формируют, изменяют внутреннее отношение студента, поэтому формирование мотивации необходимо начинать с решения вопроса, как сделать объект изучения для студента значимым, близким, как возбудить к нему познавательный интерес.

Следует заметить, что проблемные ситуации на данном этапе должны быть достаточно сложными и требующими совместной деятельности педагога и студента, иначе их решение не приведет к желаемой цели: побуждения студента к овладению научными знаниями. С другой стороны, совместное преодоление трудностей указывает на их разрешимость и временный характер. Решение сложной задачи укрепляет студента в своих силах, несет положительный эмоциональный заряд.

В данном блоке осуществляется целеполагание в учении, направленность на осознание целей учения и их реализацию. Известно, что реализация мотивов зависит от процесса целеполагания, то есть умения студентов ставить цели и достигать их в обучении. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий студента, которые ведет к реализации их мотивов.

Необходимо создавать специальные ситуации, которые высвечивают те или иные стороны целеполагания, актуализируют их: прерывание и незавершенность деятельности по внешним причинам; возвращение к прерванному заданию и его возобновление; варьирование ситуаций по степени их обязательности и выявление поведения учащихся в них; выполнение задач разной трудности и обоснование этого выбора; наблюдение за поведением в ситуациях возникших трудностей; выполнение нерешаемой задачи и изучение возможной реакции студентов; реакция на ошибку (способность самостоятельно обнаружить ошибку и выбрать действия, направленные не е исправление, обращение за помощью к преподавателю); создание помех, дефицита времени, соревнований, варьирования оценки, получаемой от другого человека.

Следующим этапом в предложенной нами модели является процессуальный – этап подкрепления возникшей мотивации (интерес к нестандартным задачам, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение студентов к самоконтролю). Цель – использование системы дидактических средств, включая квазипрофессиональную деятельность, способствующих активизации процесса самостоятельного и осознанного овладения знаниями, умениями руководствоваться актуальными мотивами.

Основными задачами на данном этапе являются следующие:

  • создание условий для закрепления и усиления мотивов;
  • развивать у студентов познавательный и профессиональный интерес, способствующий активизации учебной деятельности;
  • создавать положительный эмоциональный фон на занятии как фактор развития мотивации достижения;
  • проектировать деятельность студента в соответствии с индивидуальными особенностями учебной деятельности (развитие процессуальной стороны мотивации).

На данном этапе студенты усваивают материал дисциплины, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в поддержании мотивации к учебной деятельности. Поэтому на данном этапе необходимо использовать активное включение студентов в учебный процесс. Решение поставленных задач второго этапа требует от студентов проявления осознанной инициативы в учебной деятельности.

Постановка и решение творческих задач является одним из приемов, стимулирующих деятельность студента на данном этапе. Сущность задач творческого уровня в том, что в них заключена самостоятельность, неопределенность способа решения, допустима его вариативность. Их решение происходит через понимание обучающимися имеющегося противоречия, проблемно-поисковой ситуации, несогласованности между частями задания, что требует преобразование информации в целях их устранения. Само же решение проблемной ситуации, представляющее из себя акт творческого поиска, становится в этом случае «настоящим вызовом интеллекту, приучает учащихся к напряженной мыслительной работе, которая затем компенсируется радостью открытия» [3, с.126].

Цель оценочного этапа – контроль и оценка динамики развития учебных мотивов студентов в результате реализации педагогической модели. Цель достигается посредством решения следующих задач:

  • закрепить учебные мотивы, отвечающие одновременно содержанию программного материала, а также требованиям профессиональной направленности обучения;
  • на основании решения учебных задач, определить уровни сформированности учебных мотивов студентов.

Реализацию поставленных задач мы видим в грамотной организации учебного процесса, включающие в себя следующие средства и приемы:

  • предлагать системы заданий «нарастающей» сложности;
  • использование тестовых заданий;
  • использование компьютерных технологий;
  • возможность проверки полученного результата;
  • внедрение рейтинговой системы оценивания.

Применение данной модели позволит повысить мотивацию студентов к активному и глубокому изучению фундаментальной дисциплины – математики, увеличить долю их личной ответственности за конечный результат, а также даст возможность получить специалиста с высокой профессиональной компетентностью.

 

 

 

Список литературы

1. Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К.Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

2. Мешков, Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: Учеб. пособие / Н.И. Мешков. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. – 184 с.

3. Родионов, М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования: Монография / М.А. Родионов. - Саранск: Изд-во МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2001. - 252 с.

4. Способы активизации учебной деятельности старшеклассников в процессе их обучения математическим методам распознавания геометрических образов [Электронный ресурс] / Варлашина, Наземнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2015 .— №2 .— С. 175-181 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/550411

Опубликовано: 21.09.2022