Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы по литературе (на примере методической разработки для 11 класса «Авторская песня о войне»)
Конференция: Современные технологии в обучении
Автор: Харченко Наталья Владимировна
Организация: МБОУ СОШ №13
Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Калниболотская
Литературно-музыкальная композиция в школе — одна из традиционных форм организации учебной и внеклассной деятельности учащихся, формирующей духовно-нравственные ценности человека. Опыт работы с учащимися на уроках литературы и во внеурочной деятельности убеждает меня в необходимости проведения литературно-музыкальных композиций, потому что каждый учащийся получает возможность проявить свой творческий потенциал, реализовать себя в том виде деятельности , в котором он может проявить свои способности. Кроме того, этот вид внеклассной работы помогает познакомить учащихся с поэтами и писателя , произведения которых ребята фактически не читают, обратить их внимание на многие исторические события, которыми гордится наша страна, что помогает формировать высоко нравственную личность, любящую свою страну и свой народ. Ведь одна из важнейших целей воспитания - формирование полноценной личности, создание условий для духовно-нравственного развития личности, формирования самосознания и гражданской ответственности. В ФГОС сказано, что цель изучения литературы — воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
Перед учителем стоит ещё одна задача — увидеть талант ребёнка, заставить поверить его в свою одарённость. Я стараюсь создать такие условия, чтобы многие учащиеся вовлекались в работу. Это помогает им раскрыться : кто-то читает стихи, кто-то выступает в роли актёров, танцоров, оформителей, создателей презентаций, музыкантов, оформителей сцены , фотокорреспондентов, чтобы потом составить фотолетопись мероприятия.
Совместная работа учителя и учеников при составлении сценария, прослушивание и отбор музыкальных произведений, чтение стихов, разыгрывание сцен-эпизодов, оформление сцены и продумывание костюмов способствует формированию потребности самим творить, видеть прекрасное, чувствовать свою ответственность за взятые на себя обязательства, сближает учителя и ученика, создаёт прекрасные условия для самовыражения, самореализации каждого участника, способствует сплочению коллектива, объединяет детей и родителей, которые являются нашими помощниками: помогают создавать декорации, при необходимости шьют костюмы.
Обращаясь к данной форме внеклассной работы по литературе, я ставлю перед собой следующие задачи:
- развивать интерес учащихся к изучению литературы;
- развивать любознательность, инициативность;
- воспитывать трудолюбие, ответственность за взятые на себя обязательства, умение работать сообща, в содружестве;
- формировать эстетический вкус , эстетические взгляды;
- осваивать нравственные понятия, как: честь, совесть, любовь, самоотверженность, благородство;
- пробуждать в душах детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сострадание;
- развивать творческие способности учащихся.
Работая над созданием литературного праздника, я выделяю несколько этапов:
- отбор, обсуждение и систематизация исторического и литературного материала;
- составление сценария и распределение ролей;
- подбор и подготовка музыкального оформления;
- обсуждение оформления сцены;
- детальное выстраивание композиции ;
- обсуждение костюмов;
- составление презентации, подбор видеороликов;
- репетиции.
В качестве примера покажу работу над литературно-музыкальной композицией «Авторская песня о войне». Разработка предполагает ознакомление ребят с авторской песней о войне, её местом в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны, фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, развивает личностные качества, общий кругозор.
Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу:
- подготовить кабинет в соответствии с тематикой ;
- провести предварительную работу с учащимися по предложенной теме;
- подобрать стихи и песни бардов (Б.Окуджавы,В.Высоцкого, А.Розембаума);
- выучить стихи В.Высоцкого;
- подобрать музыкальное сопровождение.
Форма реализации: выступление учащихся. Выступление сопровождается показом мультимедийной презентации. При подготовке данного мероприятия классам дается задание выучить стихи. Таким образом, все учащиеся становятся участниками мероприятия. Ведущими на мероприятии могут быть учащиеся-старшеклассники.
Литературно-музыкальная композиция формирует эстетический вкус, развивает чутьё к поэтическому слову. Не секрет, что нравственное и эстетическое воплощается в поэзии, в музыке, которые помогают освоить нравственные понятия: любовь к родине, природе, к окружающему миру. Поэзия даёт возможность сердцем почувствовать красоту мира и слова.
Литературная композиция — это мощное средство и патриотического воспитания подрастающего поколения во внеурочной деятельности школы, задачей которого является привитие священного чувства любви к Родине, к своему народу, к его героическому прошлому, сохранение исторических корней.
Работая над литературной композицией, я привлекаю учителя музыки или учеников, умеющих играть на музыкальных инструментах ( пианино или гитара) : «живой звук» благоприятно воздействует на мысли и чувства слушателей, рождает в их сознании самые различные ассоциации, помогает закрепить образы и чувства, навеянные композицией. Неоценимую помощь оказывает мне и библиотекарь школы, которая организует выставку книг, даёт краткие аннотации к некоторым произведениям автора. Такое сотрудничество не проходит даром: количество читателей увеличивается, и радует то, что они идут в библиотеку целенаправленно: берут произведения автора, творчеству которого и была посвящена композиция.
Литературно-музыкальная композиция - это такая форма внеклассной работы по литературе, которая формируют духовно-нравственные ценности человека.
Список литературы:
- Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М., 1997
- Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников, 2011.
- Добросолец И.И. Литературная композиция: проблемы и пути воплощения. Сайт : http://smrgaki.ru/8/4/1_9/3.htm.
- Викторова О.В. Литературная композиция на школьной сцене. Сайт: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200702111 — 2007 г «Литература»