Сетевое взаимодействие при организации производственной практики с социальными партнерами
Конференция: Современные технологии в обучении
Автор: Миронович Елена Юрьевна, Волощенко Елена Геннадьевна
Организация: ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»
Населенный пункт: Республика Хакасия, село Шира
В рамках обостряющихся процессов глобализации и интеграции мирохозяйственных связей, особо востребованными являются вопросы технологического и социально-экономического развития, что предполагает замену устаревших и поиск новых источников положительной динамике роста региональных хозяйствующих субъектов.
Конкурентное преимущество региона обеспечивается развитием молодых кадров и именно в сфере СПО лежит ключ к обеспечению экономического роста, поэтому актуальной задачей является подготовка специалистов на базе активного содействия государства и внедрение инновационных методов обучения.
Трансформация социально-экономических условий диктует необходимость качественного уровня подготовки кадров, чего можно достичь путём перехода учебных заведений на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить рост результативности обучения.
На настоящий момент в качестве одной из перспективных организационно-технологических технологий выступает сетевое взаимодействие между учебными заведениями и предприятиями - работодателями на условиях социального партнёрства, которые функционируют в следующих направлениях:
- обеспечение работодателей квалифицированными и практико- ориентированными специалистами;
- рационализация подбора и расстановки персонала при тесном взаимодействии кадровых служб предприятия и образовательными учреждениями, которая должна быть построена на возвышение престижа рабочих, их самоопределения и карьерного роста.
Сетевое взаимодействие - совокупность взаимодействующих между собой образовательных учреждений (организаций) различного типа и уровня, реализующих широкий спектр сетевых образовательных программ, проектов объединений работодателей и конкретных предприятий (при условиях государственно - частного партнерства) и др.
Цель - приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда отраслей экономики страны.
Социальное партнёрство в российской системе за последнее время развивается довольно активно и в результате этого сотрудничества возникает много положительных моментов, а именно:
- упрощается доступ к информации о состоянии рынка труда РХ;
- учитываются требования работодателей по подготовке специалистов (профессиональный профиль, квалификационные характеристики);
- корректируются старые и разрабатываются новые учебные материалы и программы, отвечающие требованиям работодателей;
- появляется возможность организации практики обучающихся и краткосрочной стажировки преподавателей, работа с новейшими типами оборудования, программными продуктами и технологическими процессами;
- увеличиваются возможности трудоустройства выпускников;
- разрабатываются новые совместные коммерческие проекты, предназначенные для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений, организуются курсы повышения квалификации работников и т.д.
Практически, нет ни одного учреждения, где бы ни была реализована хотя бы одна из форм социального партнёрства, но при всём этом, необходимо учесть целый ряд существующих проблем:
- неравенство гражданского общества и соответственно отказ от востребованности, со стороны общества, в социальном партнёрстве;
- не в должном уровне разработана система налогообложения, стимулирующая повышение профессионализма кадров, вклад организациями финансовых и материальных средств, в развитие системы СПО;
- недостаточное внимание сотрудничеству в области повышения квалификации кадров в организациях;
- разрушение традиционных связей образовательных учреждений с предпринимателями;
- устаревшая материально-техническая база учебных заведений;
- затруднение подбора баз для производственной (преддипломной) практики студентов и др.
Поэтому эффективность подготовки кадров в системе СПО, не всегда в полном объёме соответствует требованиям работодателей.
Важным аспектом инновационного развития СПО, выступающего как практико-ориентированное обучение, является его взаимодействие с производственной сферой, что способствует подготовки кадров, соответствующей запросам конкретного работодателя и обеспечение связи обучения студентов с будущей работой на предприятии.
Формат реализации ФГОС-3 делает возможным и необходимым участие работодателей в разработке учебных планов и программ, организацию практик и стажировок на базе предприятия, привлечения квалифицированных кадров работодателей к образовательному процессу.
Как преподаватель профессиональных модулей по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» я осознала, что первостепенными задачами, которые стоят передо мной, является ориентация на подготовку специалиста, который способен самостоятельно принимать решения, эффективно действовать в любой ситуации, нести ответственность за принятые решения.
Сегодня мы работаем с профессиональными компетенциями, которые связаны с реальными практическими действиями, вытекающими из полученных знаний.
Компетенции соединяют знания, умения с реальными практическими действиями, которые наши студенты приобретают во время производственной практики.
Социальными партнёрами ГАПОУ РХ «Аграрный техникум» являются: ОАО «Мавр», ПАО «Ширинский элеватор», ООО «Ширинская сервисная компания», ПО «Универмаг», ООО «Целинное» и др.
На протяжении трёх лет наши студенты проходят производственную и преддипломную практики на предприятиях наших партнёров, где осваивают азы будущей специальности – операционный логист.
В процессе прохождения практики, сталкиваюсь с определёнными проблемами, которые можно решить на уровне Правительства Республики Хакасия, Министерства образования РХ, муниципальном уровне, а именно:
- отсутствие нормативно-правовых условий для инициативного участия работодателей и др. социальных партнёров в решении проблем СПО;
- отсутствие содержательной части практического обучения;
- отсутствие реализации программ обучения, соединяющих различные формы обучения о непрерывности стажировки на предприятиях преподавателей СПО;
- отсутствие системы мер по повышению привлекательности СПО для инвесторов и др.
Нам нужно серьёзно понять, что вопросы подготовки кадров для предприятий - это экономическая задача, которую призвано решать государственное учреждение профессионального образования и поэтому необходимо законодательно закрепить дополнительные экономические стимулы и преференции, которые заинтересовали бы бизнес в развитии сотрудничества.
Результаты взаимодействия ОУ с социальными партнёрами
-
проведение конкурсов профессионального мастерства на базе предприятий с привлечением ведущих специалистов ;
-
руководство и рецензирование дипломных проектов;
-
привлечение студентов к научно-исследовательской работе с работодателями;
-
стажировка преподавателей,
-
укрепление материально-технической базы по специальности;
-
совместное участие в конкурсах, выставках;
-
подготовка кадров с учётом запросов работодателя;
-
возможность трудоустройства выпускников на предприятия наших социальных партнеров.
-
привлечение новых предпринимателей к совместному сотрудничеству.
Такое сотрудничество ориентировано на долговременное и стратегическое партнёрство, так как позволяет готовить кадры для экономики республики с учетом требований работодателей.
И в заключении хотелось бы сказать словами М. Горького:
«Прекрасное дело делаете Вы, превосходные плоды должно дать оно.
Земля эта - поистине наша земля. Это мы сделали её плодородной, мы украсили её городами, изобразили дорогами, создали на ней всевозможные чудеса, мы, люди, в прошлом - ничтожные кусочки бесформенной и немой материи, затем - полузвери, а ныне - смелые зачинатели новой жизни. Будьте здоровы и уважайте друг друга, не забывая, что в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя и что нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтоб она обогатила землю ещё большими чудесами».[4,477]
Список литературы
-
Путин, В.В. О наших экономических задачах / В.В.Путин // Ведомости.- 2012. – 30 января.
-
Ткаченко, Е.В. О проекте нового закона. – Стенограмма заседания клуба ТПП РФ «Меркурий» / Е.В. Ткаченко // Профессиональное образование. 2012.- №8 – С.10.
-
Глазунов, А.Т. Связь экономики и эффективности учреждений профобразования / А.Т.Глазунов // Профессиональное образование. – 2004. - №11. – С.36.
-
Макаренко, А.С.Собрание сочинений в четырех томах ,том 4/ Издательство «Правда».-1987.- С.477.