Опыт работы «Дидактические игры экологической направленности как средство ознакомления младших дошкольников с природным окружением»

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Романова Ирина Алексеевна

Организация: МДОБУ центр развития ребенка – детский сад № 11 «Берёзка»

Населенный пункт: Приморский край, Октябрьский район, п. Липовцы

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности. Она ставит перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам.

Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерность процесса обучения. Цель дидактических игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сюжетное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей и формой обучения и самостоятельной деятельностью, средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры воспитывают нравственные чувства и отношения, влияют на эстетическое и физическое воспитание ребенка. Игра создает оптимальный фон для развития личности дошкольников. Они часто пребывают в положительном эмоциональном состоянии, охотно обучаются, организуют самостоятельные игры, мягче строят взаимоотношения друг с другом, гуманно взаимодействуют с растениями и животными, при этом учатся называть некоторых животных и их детенышей, узнают основные нормы и правила поведения в окружающей обстановке, дети становятся организованнее, интересно и разнообразно самостоятельно играют.

Дидактические игры в своей работе использовались с различными целями: для привития культурно-гигиенических навыков, развития математических способностей; фонематического слуха и слухового внимания; закрепления знаний детей о природе, предметах, временах года, суток.

Дидактические игры помогают закрепить и уточнить знания детей, полученные на всех видах занятий, в ходе наблюдений, индивидуальной работы. Дидактические игры практикую в обучении детей с самого первого дня пребывания детей в детском саду.

Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, и оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. Играм в экологическом воспитании было отведено  очень малое место, считалось, что игра в определенном смысле противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности, и на первом этапе исключает практическую деятельность. Таким образом, игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.

Дидактические игры экологической направленности как средство ознакомления младших дошкольников являются актуальными, так как:

  •  Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает, развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах;

  •  Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящее на ее фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;

  •  Игра создает оптимальный фон для развития личности дошкольников; они часто пребывают в положительном эмоциональном состоянии, охотно обучаются, организуют самостоятельные игры, мягче строят взаимоотношения друг с другом, гуманно взаимодействуют с растениями и животными. Дети становятся организованнее, интересно и разнообразно играют самостоятельно.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Учить детей совместно с взрослыми заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц и т.п.;

  2. Узнавать и называть некоторых животных и их детенышей;

  3. Обучать основным нормам и правилам поведения в окружающей обстановке.

Закладывать основы экологической культуры у детей нужно в возрасте 2-3 лет, знакомя их с окружающим на основе рассказывания экологических сказок и организации наблюдений на прогулках и в группе, которые целесообразно связывать с игрой, изобразительной и музыкальной деятельностью. Так после наблюдения снегопада дети группы «превращались в снежинок» и «летали по группе», а воспитатель сопровождала словами: «Снег, снег кружится, белая вся улица!..» Затем по этой теме было рисование, а вечером играли в игру «Сдуй снежинку». Дети запомнили первый настоящий снегопад, получили много впечатлений.

В дидактической игре экологической направленности с малышами, не только даются новые знания, но и закрепляются уже полученные. Так после образовательной деятельности «Что растет на огороде» играли в игру «Чудесный мешочек», где дети на ощупь определяли знакомый овощ. В мешочки были овощи, сильно отличающиеся друг от друга по форме: помидор, огурец, капуста; а в следующей игре были добавлены овощи, похожие по форме: свела, морковь, кукуруза, лук. Аналогичные занятия проводятся и по ознакомлению с фруктами. Иногда в конце игры предлагается пробовать фрукты на вкус (сладкий, кислый), угощение вызывает детей еще больше интерес к таким играм.

Осенью, обратив внимание, что дети заинтересовались опавшими листьями, на участке проводятся дидактические игры: «Покажи, с какого дерева лист?», «Найди такой листок, какой покажу», «Такой листок, лети ко мне», «Собери букет из красных листьев».

Провожу дидактические игры с комнатными растениями. Дав детям необходимые знания, закрепляю их, проводя дидактические игры: «Найди такой же», «Найди растение по описанию», «Найди растение по названию», «Где спряталась матрешка».

Закрепляя и уточняя знания детей о домашних и диких животных, провожу дидактические игры: «Найди мою маму», «Кто в домике живет?», «Все по домам», Кто кричит?», «Кого зовет мама?», «Чей хвост?», «Кто что ест», «Кукареку».

Для наблюдения за птицами повесили кормушку близи окна, так чтобы дети могли рассматривать птиц, замечать особенности их поведения. Эта работа позволяет развить интерес к наблюдению, способность замечать изменения в окружающем мире и эмоционально реагировать на них. На кормушки прилетали такие птицы: воробьи, голуби, дятел, синичка, дети узнавали их по внешнему виду, запоминали. Для закрепления знаний о птицах изготовили дидактическую игру «На кормушке». Дети были «птичками», они прилетали и улетали с кормушки по словесному указанию.

Дидактические игры экологической направленности не только развивают умственные способности детей, но и играют большую роль в физическом развитии. Посредством игры проводится  гимнастика для пальчиков «Рыбки плавают, ныряют», «Орешки», пальчиковая гимнастика «Алые цветы» захватывает детей своей необычностью.

Знакомя детей с временами года, природными явлениями, часто проводим наблюдение из окна (дым из трубы, дождь, воробей на кормушке). Это подтолкнуло изготовить экологическое окно в группе. На нем отражаются изменения по временам года (меняется цвет листьев или убираются совсем), погодные изменения (ясно, пасмурно, снег) и «садим» на подоконник животное, птицу или насекомое, которых видели на прогулке. Дети с удовольствием помогают менять изображения, запоминая при этом названия и явления.

Работа планируется так, чтобы каждый день приносил малышам новые открытия. С помощью дидактических игр экологической направленности не только закрепляются знания детей о природном окружении, но и учатся размышлять и думать, решать поставленные задачи, воспитывать любовь к дидактическим играм, желание играть.

Работая с дидактическими играми экологической направленности, у детей сформируется осознанно-нравственное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

В группе создана предметно-пространственная среда: зона дидактических и развивающих игр, экологическая зона, спортивный уголок.

Проводя такую работу, никогда не забываем, что ребенок – это личность, ориентируемся на своеобразие каждого ребенка, на удовлетворение всех потребностей, стараться, чтобы между воспитателем и ребенком были доверительные отношения. В результате ребенок чувствует себя свободно, получает удовольствие от посещения детского сада и психика его не подвергается отрицательным стрессовым эмоциям. Создавать возможность для вариативной деятельности детей.

 

Список используемой литературы:

  1. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М: Просвещение, 1981г
  2. Зенина Т.Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой. М: Педобщество России, 2006г
  3. Корнилова В.М. Экологическое окно в детском саду. Методические рекомендации. М: Просвещение, 2008г
  4. Кондратьев Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей. Детство-Пресс, 2005г
  5. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. Программа повышения квалификации дошкольных работников. М: Мозаика-Синтез, 2002г.
  6. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие. М: Просвещение, 2004г
  7. Соломенникова А.О. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М: Мозаика-Синтез, 2005г.
Опубликовано: 08.12.2018