Использование современных сетевых и дистанционных технологий на уроках русского языка и литературы
Конференция: Современные технологии в обучении
Автор: Харченко Наталья Владимировна
Организация: МБОУ СОШ №13
Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Калниболотская
Для решения следующих педагогических задач: создание высокого уровня качество обучения и воспитания, установлению межпредметных связей, воспитание интереса к своему учебному предмету, развитие кругозора, мышления, учета знаний, умений и навыков школьников в своей педагогической деятельности я стараюсь пользоваться многообразием информации и ресурсов Интернета:
- электронной почтой (e-mail);
- возможностью публикации собственной информации, и размещении ее на Web-сервере;
- доступом к информационным ресурсам;
- поисковыми системами;
Эти ресурсы мною находят активное применение в работе.
Я регулярно применяю на уроках современные сетевые образовательные технологии: электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, сайты периодических изданий.
Результаты применения современных сетевых образовательных технологий: доступность огромного количества электронных учебно – методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, развить его кругозор, мышление и повысить его, и выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение – умение учиться самостоятельно. Применение сетевых технологий позволяет мне дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, активизирует познавательную деятельность, даёт возможность самореализации личности школьников, создаёт высокий уровень качества обучения и воспитания.
Результаты применения современных сетевых образовательных технологий: участие в дистанционных конкурсах позволяет расширить кругозор школьников, углубить знания, попробовать свои силы в соревнованиях всероссийского уровня, а также пополнить свои портфолио. Это помогает ребёнку мыслить творчески, учит пользоваться вспомогательным материалом (будь-то энциклопедия, учебник, справочная литература, всемирная сеть Интернет).
Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы. Именно поэтому я сторонник использования ИКТ при подготовке и проведении уроков русского языка и литературы. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- формирование общеучебных умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Для решения педагогических задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии:
- Метод проектов;
- Обучение в сотрудничестве;
- Дифференцированное обучение;
- Портфолио ученика;
- Модульное обучение и т.д.
Применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется наглядность . При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.
Информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, нерешённые ранее задачи. Учить детей радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. В дальнейшем я продолжу их применять на уроках и во внеурочной деятельности.
Итоги использования компьютерных технологий таковы:
- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
- осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
- расширение объёма предъявляемой учебной информации;
- обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
- включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Достигнутый образовательный результат:
1. Диагностика результатов обучения показала, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий
2. Повышение качества учебно-познавательной деятельности: средний балл по предмету вырос с 3,6 до 4,3.
3. При изучении темы у школьников проявился рост мотивации к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. В результате беседы выявлено, что учащиеся научились решать тесты в PowerPoint, в программе test; создавать презентации и викторины по изученной теме (в PowerPoint). Решать тесты в любой программе необходимо учащимся, чтобы привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Тестирование как форма контроля используется при сдаче ЕГЭ, и подготовка к ЕГЭ должна начинаться как можно раньше. Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.
4. При подготовке домашнего задания учащиеся пишут творческие работы, используя презентации.
5. Внедрение и реализация проекта «Телешкола» позволяет качественно подготовить учащихся к ЕГЭ и ГИА.
Литература
- Роберт И. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Школа-Пресс, 1994.