Развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Зайнуллина Гульнара Фларидовна

Организация: МАДОУ ЦРР – Д/С №10 «Ляйсан»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Дюртюли

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов, таких как Л.С. Выготский, - А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в их трудах. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом: - речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; - язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций; - ведущее направление в обучении родному языку — формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи; - ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

И сейчас в наше современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания.

В соответствии со ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда создаётся, как мы знаем, для развития индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов. Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие

  2. Познавательное развитие

  3. Художественно-эстетическое развитие

  4. Физическое развитие

  5. Речевое развитие

Речевое развитие - основа для полноценного развития личности каждого малыша. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, на планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении сказки, рассказа, зависит успешность деятельности ребёнка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Образовательная область «Речевое развитие» включает;

  • владение речью как средством общения и культуры;

  • обогащение активного словаря;

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества;

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Важнейшим средством речевого развития является обучение родной речи и языку в процессе образовательной деятельности. Обучение - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К.Д.Ушинским, Е.И.Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и другими. Основной формой обучения родному языку являются специальные фронтальные и индивидуальные занятия с детьми. ( В словаре Ожегова это понятие рассматривается как … «время учения», а слово заниматься - как «помочь кому-нибудь в учении, в занятии»). Ни в коем случае нельзя превращать занятие в школьный урок, поэтому главными методами являются игровые и наглядные, которые развивают творческую активность ребёнка и познавательный интерес. Важно включать в обучение принцип доступности и систематичности.

Для современной языковой и речевой среды характерно резкое снижение языковой культуры, недооценкой владения русским языком как национальным достоянием, снисходительным отношением к плохому владению родным языком. И.А. Стерниным проведено интересное исследование коммуникативного национального сознания. В частности, изучалось отношение человека к таким категориям, как родной язык, иностранный язык, культура речи, хорошая речь. Оказалось, что в русском коммуникативном сознании нет ярко выраженного положительно-оценочного отношения к своему родному языку, нет традиции положительно оценивать людей за хорошее владение своим родным языком. Родной язык не осознается массовым сознанием как компонент духовной культуры общества, в то же время отдается приоритет иностранному языку. Именно этим, в первую очередь, объясняется состояние языковой культуры в нашем обществе. Можно утверждать, что воспитание в такой среде влияет на формирование коммуникативного и речевого поведения детей.

Грамотная и хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС).

Таким образом, встаёт вопрос о создании или обогащении речевого мини центра, т.к. «В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила Е. И. Тихеева. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Развитие речи обусловлено накоплением ребенком опыта в разнообразной деятельности, а для этого нужно, прежде всего, организовать интересную, богатую разнообразными впечатлениями, содержательную жизнь детей. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что овладение родным языком, подлинно живой речью совершается в процессе жизненно-мотивированной деятельности общения.

Все вы знаете, что ведущей задачей в речевом развитии является развитие связанной речи. Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только при наличии лексически богатой и грамматически правильной речи. Поэтому речевая зона должна насыщаться речевым материалом по всем направлениям речевого развития.

Важно подчеркнуть, что для развития речи недостаточно предлагать ребенку разнообразный речевой материал — необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых средств общения. Нужно, чтобы взаимодействие с окружающими обогащало содержание потребности ребенка в общении. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми в разных видах деятельности.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет общение в игре. Е.И. Тихеева справедливо писала, что самодеятельность в области языка детей ни в чем не проявляется так ярко, как в игре. Более того, по ее мнению, именно «к организации игры и изобразительной деятельности детей, главным образом, сводятся методические мероприятия по развитию речи детей дошкольного возраста». Характером игры определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию дошкольников.

Развитие речи осуществляется также в процессе работы по всем образовательным областям программы детского сада. Родной язык выступает средством познания природы, формирования математических представлений, музыкального воспитания, развития изобразительной деятельности, физической культуры. Интегративный подход к работе по развитию речи обусловлен самой природой речевой деятельности, «обслуживающей» все виды интеллектуальной и практической деятельности человека. В связи с этим задачи развития речи дошкольников решаются на основе интеграции разных образовательных областей.

Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы. Одно из значимых направлении системы дошкольного образования является:

Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой.

При разработке проблемы развития речи детей, совершенствования методов и приемов обучения языку выделяются три основных направления:

1 структурное (фонетика, лексика и грамматика,

2 функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого развития,

3 когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений) .

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Федеральный государственный образовательный стандарт в образовательной области «Речевое развитие» предполагает достижение данной цели через решение задач.

К развитию речи у детей необходимо подходить с учётом не только общедидактических, но и методических принципов. Эти принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Остановлюсь на некоторых методических принципах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

 

 

Используемая литература:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. Для воспитателей детского сада. М., 1999.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  3. Степанова М.А. Развитие форм и функций речи дошкольника в игровой деятельности: Автореф. Дис…. на соиск. уч. степ. кандидата психологических наук. МГУ, 1987.
  4. Стернин И.А. К изучению коммуникативного сознания личности //Детская речь: психолингвистические исследования. М.: PerSe, 2001.
  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / под ред. Ф.А. Сохина. – М., 2005.
  6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.
Опубликовано: 26.09.2018