Песочная технология как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Бизюкова Светлана Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад №3»

Населенный пункт: Смоленская область, г. Смоленск

«Создание развивающей предметно-пространственной среды  в изостудии детского сада в условиях реализации ФГОС ДО».

Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. В первую очередь это проектирование развивающей среды, так как на развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, воспитание и среда.  Организация учебно-воспитательного и коррекционно-восстановительного процесса строится на психолого-педагогическом обоснованном выборе учебных планов, программ, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования, соответствующего государственным стандартам.

Для непосредственно образовательной деятельности детей по художественному творчеству в детском саду организован и оформлен кабинет изостудии. Изостудия – особая среда, способствующая развитию эмоционально чувственного мира ребёнка.  Главная задача педагога – это психологическое здоровье каждого ребёнка. Если ребёнок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищённость, агрессивность, нестабильность, беспокойство и тревогу), то это отражается в его рисунках.          Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми, формирует у детей коммуникативные способности, приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.  Интегративным результатом реализации ФГОС является создание развивающей образовательной среды изостудии, способствующей развитию творческого потенциала ребенка, его эмоционально-чувственного мира, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях; созданию условий для самовыражения каждого ребенка, увлечения его художественной деятельностью, пробуждения интереса к созданию интересных работ, с максимальным вложением своих замыслов и фантазий.

Помещение изостудии разделено на рабочую зону, выставочный зал, пластическую мастерскую. В рабочей зоне расставлена  детская мебель с количеством посадочных мест на подгруппу детей, мольберт для демонстрации образца выполнения работы и осуществления показа, которые удобны в обращении, так как позволяет трансформировать пространство в зависимости от цели деятельности.

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представлена мебельной стенкой и содержит следующие разделы:

- учебно-методическая и справочная литература по изодеятельности (специально подобранные книги о художниках, художественных техниках и материалах, альбомы по декоративно-прикладному искусству и т.д.);

- интерьер изостудии соответствует сюжету «Город Мастеров», где на полках разместились предметы декоративно-прикладного, народного искусства, образцы малой скульптуры, пластические работы детей и педагогов, детская библиотека, развивающие игры, материалы для индивидуальной работы с детьми. Все предметы отвечают требованиям безопасности, доступны для детей.

- документация, методические разработки.

- материалы по обследованию художественно-творческих способностей и технических навыков детей (диагностический инструментарий);

В изостудии осуществляется образовательно-воспитательная деятельность с воспитанниками дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) и детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая среда изостудии соответствует возрастным особенностям и образовательным потребностям детей с ОВЗ.

Эстетическая микросреда создаётся на каждом занятии и определяется его содержанием, является специфичной для каждого занятия.

Занятия должны служить:

- активизации мыслительной деятельности воспитанников;

- формированию знаний, их практическому применению;

- развитию у воспитанников способностей к самоконтролю, самооценке, самоанализу;

- развитию художественно-эстетического восприятия образов и предметов;

- созданию условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

- развитию художественно-творческих способностей детей.

Маленький ребёнок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребёнка становится рисунок, умение творить на листе. Поэтому очень важно предоставить ребёнку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств. В изостудии дошкольники учатся рисовать различными видами художественных материалов, которые хранятся на полках в шкафу: акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, пастель,  кисти разных размеров, разный материал для нетрадиционных техник рисования (ватные палочки, поролоновые тычки, зубные щетки, губки, печатки, трафареты, свечи  и т.д.). На полках размещены скульптуры малых форм из керамики, представляющие фигурки людей, сказочных персонажей, животных.

Кроме этого, есть возможность использовать современную технологию пескографии. В кабинете изодеятельности есть три короба, наполненные разноцветным песком. Для детей игра с песком - это естественная и доступная форма взаимодействия. Использую такие игры: скользить ладонями по поверхности песка, создать отпечаток ладоней, кулачков, ребрами ладоней, всевозможные узоры на поверхности песка, «пройтись» по песку отдельно каждым пальчиком. Например: «Забор для петушка», «Улитка», «Речка для утят», «Идёт дождик» и многие другие. Разработано календарно-перспективное планирование по пескографии.

Я пришла к выводу, что игры с песком:
- улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка;
- развивают воображение;
- способствуют развитию тактильной чувствительности;
- зрительно-моторной координации;
- ориентировки в пространстве;
- развивают мелкую моторику пальцев и кистей рук;

Содержание каждого занятия хорошо продумывается, оно интересно для детей, вызывает у них положительные эмоции, творческую активность, а при его выполнении приносит удовлетворение достигнутым результатом.

На занятиях педагог использует в работе наиболее соответствующие содержанию занятия методы и приёмы обучения, активизирующие личностно значимые мотивы деятельности детей.

Эстетическое оформление занятия по изобразительной деятельности отличается использованием произведением изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство). Это позволяет детям увидеть и понять, как прекрасен окружающий их мир через осмысление и изображение его художником.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в изостудии играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.       Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.  

Пескография

Существует несколько видов работ в педагогической песочнице:

  1. конструирование из песка;

  2. рисование цветным песком;

  3. составление узоров на песке;

  4. создание картин на песке;

  5. создание песочных композиций;

  6. разыгрывание сказок на песке.

Данные виды работ развивают у ребенка с ограниченными возможностями:

  1. мелкую моторику;

  2. тактильно-кинестетическую чувствительность;

  3. воображение, любознательность;

  4. стимулируют проявление творчества;

  5. позволяют справиться со страхами;

  6. учат детей контролировать свое поведение и эмоции.

Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии благоприятно влияют на развитие ребенка в целом.

Итак: развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ, имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук. «Творчество,- пишет В.В.Давыдов, - является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.
Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей.

Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка.
Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношения ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Дошкольное образование — это самый главный и ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития, это время формирования социально-психологических основ личности, период «питания» души и сердца ребёнка всем самым благородным и прекрасным. Современная педагогика и психология в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование искусства и организацию самостоятельной творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья — это определённая группа детей, требующая особого внимания и подходов к воспитанию.

Изобразительная деятельность - единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс деятельности. Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется красивому изображению, которое он создал сам.

Выдающиеся педагоги прошлого - И.Т.Песталотци, Я.А. Каменский, Ф. Фребель - и отечественные педагоги и психологи свидетельствовали: занятия изобразительным творчеством создают основу для содержательного общения взрослого и ребенка, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Именно поэтому особенно важны занятия по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь у ребёнка не бывает неудач в рисовании.

Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями должна носить эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, что бы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.

Изобразительная деятельность – это продуктивная деятельность, так как результатом является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности особенно велико для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, необходимо использовать выполнение работы частями чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп.

огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями.

Зачастую у детей с ОВЗ отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. А работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Опыт педагогической работы доказывает, что ограниченные возможности ребенка не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых».  Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии (физические недостатки, умственная отсталость, хронические заболевания и др.).

Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности.

Одной из таких технологий стала пескография. Пескография – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир с помощью множества миниатюрных фигурок, светового стола для игр с песком, подноса с песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с взрослым или сверстниками.

Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения.

Задачи:

  • Учить создавать статичные песочные картины с учетом ритма и симметрии;

  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;

  • Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;

  • Стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;

  • Гармонизировать психоэмоциональное состояние дошкольников;

  • Развивать зрительно-моторную координацию;

  • Развивать умение свободно владеть кистями обеих рук.

  • Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.

Чем полезны игры с песком?
Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
Развивают мелкую моторику, глазомер;
Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!);
Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

Эффект песочной терапии:

  • позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
  • положительная динамика в развитии;
  • образного мышления;
  • тактильной чувствительности;
  • зрительно-моторной координации;
  • ориентировки в пространстве;
  • сенсо-моторного восприятия.

 

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Хочу поделиться своим опытом использования технологии рисования песком. Всем нам хорошо знаком песок, но на самом деле это таинственный, удивительный материал. Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира.
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей.
Цель: развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком.
Задачи:
- создать условия для развития творческого потенциала;
- осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческой деятельности;
- способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения воспитанников;
- создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его особенностями и склонностями.
Песок мы используем и на занятиях. Так на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности дети рисуют на песке геометрические фигуры, цифры, исследуют свойства песка.
Часто практикуем игры: скользить ладонями по поверхности песка, создать отпечаток ладоней, кулачков, ребрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка, «пройтись по песку отдельно каждым пальчиком и многие другие.

Я пришла к выводу, что игры с песком:
- улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка;
- развивают воображение, творческий потенциал;
- развивают мышление, речь, память, внимание, мелкую моторику;
- повышают самооценку и уверенность в себе;
- улучшают взаимоотношения со сверстниками;
- формируют коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками.

 

Песочная технология как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ.

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!

К.Д. Ушинский

 

Пескография или sand- art – это самостоятельный вид искусства, который, существует наравне с изобразительным искусством, музыкой, фотографией, хореографией, кино, театром и т. д. Техника рисования песком придумана перуанскими индейцами. Картины из песка завораживают. Наблюдение за процессом рисования доставляет невообразимое удовольствие. У искусства рисования песком множество названий – песочные картины, рисунки песком, песчаное шоу, sand- art и т.д.   Пескография – это уникальная возможность исследовать свой внутренний и окружающий мир, приобщить детей к удивительному виду искусства – рисованию песком, а также для работы с детьми, имеющими особенности в развитии. Освоить  навыки рисования песком полезно и детям, и взрослым в любом возрасте.

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Одной из них является песочная технология — один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем. В работе с детьми дошкольного возраста часто используются такие материалы как песок, глина, полимерные массы для лепки и тесто. А использование песка особо примечательно в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста и с детьми с ОВЗ.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Поэтому, использование техник, связанных с песком, в работе с детьми с особенностями развития имеет ряд преимуществ.

Во-первых, это легкопродуктивная деятельность.

Игра с песком доступна ребенку даже с тяжелыми множественными нарушениями развития. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами. Руками можно работать, стирая песок с поверхности стола. Рисовать на песке можно кончиками пальцев, едва прикасаясь к песку, ребром ладони, подушечками пальцев, кулачками, выбирая подчас свой способ для этого. И такая манипуляция с песком может считаться художественным результатом.

Во-вторых, игры с песком — это возможность общения, диалога (если это возможно). Действуя с песком, ребенок способен выразить то, что с трудом поддается вербальному описанию.

 В-третьих, использование песка способствует развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук, развивает зрительно-моторную координацию, умение свободно владеть кистями обеих рук. Зачастую у детей с ОВЗ отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш (или захват карандаша отсутствует), неравномерное закрашивание, выход за границы контура.

 В-четвертых, игры с песком создают условия для развития творческого потенциала. Дети с особенностями в развитии редко проявляются фантазии, у них отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. А работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, боязнь не справиться с процессом рисования.

Рисование песком можно выделить два вида: динамический рисунок, когда мы изображаем предмет, и возможность быстрых изменений в картине, когда изменения происходят в пространстве одного экрана (принцип песочной анимации).

Рисование на песке доступно и полезно всем детям. Песок позволяет дольше сохранять работоспособность детей. Однако, специфика работы с детьми с ОВЗ определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, необходимо использовать выполнение работы частями чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп.

Огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Разнообразить процесс рисования можно используя трафареты, рельефные ролики, грабельки с зубцами геометрической формы, штампы, разнообразные кисточки и палочки. Используются такие методы и приемы рисования: рисование ладонью; одновременное использование нескольких пальцев; насыпание из кулачка; рисование мизинцами; рисование симметрично двумя руками; рисование ребром большого пальца; отсечение лишнего; рисование пальцем; процарапывание фактурными граблями, роликами; использование трафаретов, молдов, штампов; украшение декоративными камнями и природным материалом.
Рисование на песке широко используют для отработки и закрепления лексических тем.

Использование песочной анимации позволяет ребенку «перенестись в сказочную ситуацию», когда даже такая сложная работа, как запоминание знаков, становится увлекательной игрой.

Опыт педагогической работы доказывает, что ограниченные возможности ребенка не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых».  Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии (физические недостатки, умственная отсталость, хронические заболевания и др.).

Задача педагога состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.
Итак: развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ, имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

 

 

Литература:

  1. Бурачевская Т. В. Использование арт-технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017г.). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — С. 5–8.
  2. Белоусова Е. В., Шишкина О. В. Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Е. В. Белоусова, О. В. Шишкина. — Ульяновск: ТГУ. — 2004.
  3. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб., 2010.
  4. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014
Опубликовано: 24.08.2018