Учитель в современном мире: преподавание 21 века

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Бойкова Юлия Анатольевна

Организация: МБОУ СОШ №11 имени В.Д. Бубенина

Населенный пункт: Камчатский край, г. Петропавловск - Камчатский

Взгляд в будущее… Современный мир быстро меняется, и требования к человеку и его образованию меняются вместе с ним. Мобильные телефоны, компьютеры, ноутбуки и другая электронная техника прочно входят в учебные заведения всего мира. 

Нужны ли информационно-компьютерные технологии школам, какие трудности испытывает современная система образования, и что ждёт образование в будущем, каким должен быть современный учитель? Этими вопросами занимаются сейчас многие исследователи и учёные во всех странах мира. 

За последние десять лет в образовании изменился и социальный заказ, требующий от учителя более академической и высокопрофессиональной компетенции в области профессиональной деятельности и, соответственно, более качественной подготовки обучающихся по предметам для практического применения приобретённых универсальных образовательных компетенций, и  развития конкурентоспособной личности обучающихся,  в соответствии не только с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, но и с международным образовательным уровнем.

Профессиональный педагогический образ учителя 21 века в настоящее время постоянно обсуждается на государственном и международном уровнях, а также в средствах массовой информации и социальных сетях Интернета, поэтому в данной статье мы определим и разберём следующие направления:  

  1. Научно-методическое исследование современных тенденций развития образования в мировом сообществе; 
  2. Определение статуса современного учителя в системе образования 21 века;
  3. Знакомство с новейшими образовательными технологиями и инновационными методами преподавания 21 века. 

В 21 веке происходит постепенный переход от репродуктивного, авторитарного образования к гуманистическому образованию инновационного типа с сохранением культурно-исторических традиций.

Все учебные заведения выступают не как объекты, а как субъекты формирования образовательного пространства, потому что в дальнейшей перспективе, в рамках международного образовательного пространства общего образования, будет повышаться ответственность за качество образования. Вхождение учебных заведений Российской Федерации в международное образовательное пространство является важнейшей частью модернизации образования как инновационной модели развития, а европейская зона общего образования, в соответствии с глобальными перспективами 21  века, базируется на знаниях.

Ни у кого не вызывает сомнений непосредственная связь между качественным уровнем образования и перспективами развития российского государства. Деятельность любого учителя должна отвечать задачам построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасности государства. Полученные во время обучения знания и навыки становятся основой интеллектуального потенциала страны. Высокий уровень качества общего образования становится предпосылкой высокого уровня конкурентоспособности страны в мировом сообществе. В связи с этим, неизбежно возникает проблема соответствия учителя современным требованиям системы образования. И эти требования, наряду с профессиональными характеристиками, предполагают новые современные тенденции развития образования в мире, определяющие статус учителя 21 века. 

Современные учёные-психологи отмечают, что в профессиональном учителе 21 века взаимодействуют и взаимосвязаны как положительные, так и негативные качества. 

Положительными качествами современных учителей являются:

  • эмпатийность и толерантность;
  • интеллектуальные и эмоциональные особенности межличностного взаимодействия;
  • ориентация на общечеловеческие ценности;
  • профессиональная рефлексия;
  • панорамное видение ситуации и проблем обучающихся.

Негативными качествами считаются:

  • назидательность;
  • завышенная самооценка;
  • гиперсамоуверенность;
  • снижение критичности мышления;
  • догматизм взглядов;
  • отсутствие коммуникативной гибкости;
  • прямолинейность;
  • педагогическое упрямство.

Мировое сообщество нуждается в "новом учителе", который владеет принципиально новыми компетенциями, которые позволят ему строить  свою профессионально-педагогическую деятельность с самыми разными возрастными категориями. Безусловно, он должен знать и понимать основы развития в детском возрасте, в подростковом и юношеском периодах. Придерживаясь принципа единства обучения и воспитания, учитель 21 века должен учитывать все интеллектуальные и творческие способности и особенности обучающихся, и владеть, соответственно, научно обоснованными новейшими педагогическими технологиями развивающего и проблемного обучения. Вместе с тем, учитель должен быть духовно богатым человеком, которому удаётся, помимо выполнения повседневных прямых функциональных обязанностей,  формировать человеческую личность. 

Во время своего выступления на недавней видеоконференции Британского Совета наша английская  коллега-учитель Рита Пирсон отметила: «Чтобы успешно и качественно работать, каждый учитель должен обладать чувством такта, вежливости и совести. Без этих качеств хорошей работы и, тем более, хорошего воспитания обучающихся можно не ожидать. От личности учителя и его стиля общения зависит, как его будут воспринимать, и что от него будут перенимать его обучающиеся.  Доносить знания – это серьёзная ответственность, а делать надо это с талантом, идеально подобранным стилем, изяществом, умом, образованностью и неподдельным желанием.…  Развивая учебную мотивацию, не следует забывать о развитии любознательности и познавательного интереса. Обучающиеся, получая положительные впечатления от учебной деятельности, начинают испытывать потребность в новых знаниях, порою начиная изучение предмета более углубленно, без всякого принуждения. Учителю нужно активизировать и стимулировать стремление к осмысленному обучению для того, чтобы процесс обучения был эффективным. Для этого важно, чтобы и сам процесс обучения  носил осмысленный характер». Действительно, многое зависит от личности самого учителя, что, безусловно, способствует повышению мотивационной сферы всего учебного процесса, и очень важным остаётся то, чтобы обучающиеся понимали и сами осознавали, чему их учат и для чего им будут нужны полученные знания.

Френсис Бэкон в 16 веке сказал, что знание – сила, но в 21 веке это не факт. Американские специалисты  Ричард Бренсон, Роб Данин исследуют проблему  - достаточно ли хорошо учебные заведения готовят молодёжь к тому, чтобы сказать своё слово во всё более жёстком современном мире? Поэтому в системе образования 21 века приоритетным направлением в преподавании становится не получение знаний в «готовом виде», а умение находить, обрабатывать и применять информацию, умение высказать и обязательно аргументировать свою точку зрения. В связи с этим, активное внедрение новых инновационных методов:  технологии АМО с применением различных мультимедиа средств, научно-исследовательской деятельности учителей и обучающихся, придерживаясь принципов метапредметности и межпредметности, научно-исследовательских обществ и научно-экспериментальных лабораторий обучающихся,  профильного обучения и ролевой сюжетно-деловой игры - становится очень актуальным во многих странах.

 У современных учителей есть выбор: преподавание в группах (классах), преподавание  в индивидуальном порядке, преподавание в дистанционном режиме. Наш мир стал настолько универсален и удобен с появлением информационных образовательных технологий. Возможность эта непосредственно связана с всемирной сетью Интернет.  На сегодняшний день очень актуальной проблемой является внедрение в процесс обучения инновационных методов, а именно внедрение в систему образования новых Интернет - технологий. Лучше всего внедрение информационных новшеств можно осуществить, применяя систему дистанционного обучения. Основой образовательных Интернет - технологий является сбор, обработка, хранение, передача и дальнейшее использование информации для обучения. Во многих станах мира уже освоена такая система обучения. Впервые такую идею выдвинули еще в 60-х годах 20 века в странах Западной Европы и США. На данный момент этой системе уже более 50 лет и она по-прежнему успешно функционирует. 

В условиях современной глобализации образования, всё более актуальным становится участие педагогов в различных он-лайн сообществах, которые помогают в общении и в обмене опытом и информацией не только с учителями Российской Федерации, но и с зарубежными коллегами. Педагоги 21 века принимают участие в различных социальных форумах и вебинарах, представляют свой накопленный методический арсенал: научные концепции, научно-методические разработки уроков,  сценарии различных мероприятий, полезные рекомендации для начинающих молодых специалистов.  Благодаря колоссальному количеству образовательных ресурсов (различные web-сайты, видеоуроки, новейшие педагогические блоги), современные учителя могут подготовить своих обучающихся к более успешной сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ),  а также к принятию участия в краевых, региональных и международных олимпиадах.     

Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать следующие выводы о дальнейших перспективах развития системы образования 21 века, определяющих профессионально-педагогический статус современного учителя:

  1. Система общего образования страны, которая в эпоху социально-внешней политики и развития внешнеэкономических отношений становится одной из определяющих для конкурентоспособности нашего Российского государства, нуждается в модернизации с целью приведения ее в соответствие международным образовательным стандартам и усилению научной  деятельности. Чем выше  научный интеллектуальный потенциал страны, тем прочнее государство занимает первенство в мировом  сообществе. Поэтому учитель 21 века несёт огромную ответственность перед государством за воспитание и качественное образование.
  2. В процессе профессионально-педагогической деятельности современный учитель должен знать и строить свою деятельность на определённых принципах обучения, которые обеспечивали бы возможность получения обучающимися хорошего качественного образования.  Учёт развития творческой активности и самостоятельности обучающихся, любознательности и познавательного интереса, начиная с раннего детства, являются залогами их успешной учебной деятельности в школе, а впоследствии, и профессионально-трудовой деятельности. 
  3. Внедрение в процесс современного образования и успешное применение педагогами 21 века новейших педагогических технологий, инновационных методов Интернет-технологий, проблемного, развивающего, профильного, межпредметного и метапредметного обучения, технологии АМО, научно-исследовательской деятельности, ролевых игр -  являются всемирно признанными перспективами развития образования во всём мировом сообществе.  
  4. В настоящее время устанавливается прочная научно-методическая система тесного профессионально-педагогического сотрудничества среди учителей Российской Федерации с преподавателями других государств, поэтому участие российских учителей в международных он-лайн сообществах и образовательных проектах по обмену опытом работы с зарубежными коллегами, повышая свой собственный научно-методический арсенал работы, становится необходимым условием  для  дальнейшего развития системы образования 21 века. 

 

Библиографический список:

 

  1. http://openclass.ru //”Технологии образовательного процесса”
  2. Материалы Британского совета.

 

Опубликовано: 17.02.2016