Роль литературного краеведения в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Никитина Анжелика Валентиновна

Организация: МАОУ СОШ №1

Населенный пункт: Пермский край, г. Кунгур

Ни поэзия, ни литература

не существуют сами по себе:

они вырастают на родной почве

и могут быть понятны только

в связи со своей родной страной.

Д.С. Лихачёв

 

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине».                                                                                  

Поэтому литературное краеведение как часть учебно-воспитательного процесса может плодотворно развиваться в каждом крае. Занятия литературным краеведением являются важным источником патриотического воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора и позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя.

Объект исследования: изучение литературного краеведения в школе.

Предмет исследования: внеурочные формы литературного краеведения в школе.

Цель исследования: описание форм литературного краеведения в школе, анализ их использования в современной школе.

Задачи исследования:

  • собрать и систематизировать исследовательскую литературу по проблеме;
  • раскрыть понятие литературного краеведения;
  • определить формы литературного краеведения в школе;
  • дать характеристику каждой из форм по литературному краеведению.

Литературное краеведение – изучение местной литературной жизни (края, области, района, города), биографии писателей, связанных с той или иной местностью (так называемые «литературные места»), где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных  образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края.  Объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в данном крае (музеи, памятники, мемориальные доски и др.). Практически эти цели в литературно-краеведческих исследованиях обычно переплетаются.

Мне как педагогу, как учителю начальных классов, патриоту небезразлична судьба моей Малой Родины. Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. Учитель призван через использование краеведческого материала во внеурочной деятельности реализовывать принципы государственной политики.

У каждого человека есть на Земле такое место, где особо тепло. Это город, деревня, село, улица, дом и двор, ступеньки, ведущие к порогу, где впервые ощутил себя, откуда началась необъятная Родина. Мы живём в маленьком старинном городе Кунгуре Пермского края и гордимся теми людьми, для которых понятие «Родина –  это не просто слова. Родина – это, в первую очередь, люди. Любовь к малой родине – это  умение видеть красоту во всём, что тебя окружает, это место, где ты родился и вырос, а это уже основа основ подлинного патриотизма и духовности.

Переливы вековечной Сылвы,

Тайные молёбские леса ...

Крепь земная придаёт мне силы,

Окрыляют душу небеса.

Карстовые пропасти и Камни,

Многоопытный Сибирский тракт...

Всё, чем так Россия дорога мне,

Из меня не вытравить никак.

Исходя из  условий,  по изучению и применению в практике современной школы национального и культурного наследия народа, был найден путь вхождения учеников в пространство культуры через литературное краеведение. Создана программа курса, подобрано методическое сопровождение (хрестоматия «Литература Прикамья», «Произведения пермских писателей в начальной школе» Н. П. Петровой и О. П. Сурковой, учебное пособие Н. А. Князевой «Маленький пермяк», учебное издание Н. П. Горбацевича и Н. В. Шатрова «Прикамье: странички далеких и близких времен»). Источниками стали материалы литературно-экологического журнала школьников Кунгурского района «Слово», поэтическое слово литобъединения «Ива» на страницах газеты «Искра», фонды Краеведческого музея, библиотек города, школы, семей учащихся и педагога. Используем альманах «Оляпка», книгу «Самый мирный человек».

В классе ученики знакомятся с чрезвычайно богатой детской литературой, формирующей чувство красоты, уважения к богатой и самобытной культуре народов нашего края. Знакомство с литературой расширяет знания истории. В центре внимания читателей и различия языка, быта, истории, традиций, и близость, родство культур. Ученики узнают о фольклорных экспедициях. Дети знакомятся с жизненным творческим путем В. Телегиной, Б. Рябинина, И. Христолюбовой, Л. Преображенской, В. Вяткина, А. Гребенкина и др. Отвечают на вопросы литературных викторин, оформляют читательские дневники, учатся писать отзывы и аннотации. Рисунки учеников составляют целый альбом «Страницы прочитанных книг».

Вначале дети трудно привыкали к общению с объёмной книгой, но организованная внеурочная работа дала положительные  результаты, и добрые детские души «оттаяли», начали откликаться. Ученики эмоционально реагируют на стихи, отмечают доброту, свет, ласковое слово. Открыли для себя странички творчества детских писателей Прикамья, научились понимать, что скрыто за строчками. Рассказывают прочитанные истории, заучивают отрывки прозы, приносят новые найденные материалы. И вот появляются первые пробы пера – дети читают свои стихи, сказки, короткие рассказы. По прочитанным книгам сами составляют ребусы, кроссворды и викторины, литературные игры.

Внеурочная работа связана с семейным воспитанием.  Дети совместно с родителями собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения писателей-земляков, ведут розыски литературно-краеведческого материала. Родители заинтересованы в дружелюбном отношении детей друг к другу, проявляют инициативу в организации встреч, концертов, поездок, экскурсий, ведут фотолетопись класса. Проведен фольклорный праздник «Народные посиделки», семейный конкурс «Знатоки детской книги», конкурс чтецов «И нет прекрасней в целом мире Прикамской нашей стороны», участвовали в городском творческом конкурсе «Творим всей семьёй», Рогожникова А. была награждена дипломом II степени за работу «Сказка, которую сочинили в нашей семье».

Ученики класса ежегодно выступают перед малышами с инсценировками сказок. Подготовив литмонтаж на материале местных поэтов, выступили с литературно-музыкальной композицией перед ветеранами Великой Отечественной войны.

Детская библиотека им. Б. Рябинина проводит уроки-сказки, уроки- викторины, организует встречи с писателями и поэтами. Экскурсию по Ледяной пещере провел В. Рапп, в гости к школьникам заглянул Ф. Липатов с книжкой «По грибы не ходит кошка». Посетив конференцию, посвященную юбилею Б. Рябинина, экспозицию в детской библиотеке, ребята открыли массу фактов удивительных и неожиданных о писателе-краеведе-художнике, приобрели и с интересом читают только что изданную книгу «Частица нашей жизни».  Участвовали в VI Международной акции «Читаем детям о войне», в акции летних чтений «Лето с буклетом – 2014», акция «Разнообразное чтение», «Лучший читатель начальных классов».

Ученики класса, участвовали  в городских конкурсах: Год литературы «Картины написанных строк», «Красота Божьего мира», «Мульт-Шоу», инсценировка сказки «Гриб-теремок», где заняли второе место, «Пожелания для бабушки и дедушки», дипломом лауреата  награждён Шмыков А. в городском конкурсе «Моя дорога к храму» и за победу в городском литературно-творческом конкурсе «Сочини фанфик «Мой Чехов».

С первого класса принимают участиев муниципальном конкурсе научно-исследовательских работ «Первые шаги». Хузина Э с  темой «Проблема одиночества в притче «Тридцать пять кило надежды» и «Маленький принц» заняла третье место. Выступают на секции с рукописной книгой. В Международном фестивале «Южный полюс», «Наука и исследование» с темой – «Тема малой родины в стихах уральского поэта», диплом, являются победителями  IV краевого конкурса исследовательских работ «Муравьишка для обучающихся 1-4 классов», являются участниками городского творческого конкурса Малых Рябининских чтений - 2014 «Наш Рябинин», VII Всероссийский творческий конкурс «Талонтоха». Номинация «Детские исследовательские Работы и проекты», во Всероссийской занимательной викторине «Карлсон, который живёт на крыше»

В 2012-2015 г. в краевом заочном творческом конкурсе «Открой дверь  в сказку для обучающихся 1-4 классов» дети принимали активное участие и были награждены дипломами и грамотами за успешное выступление, 

Ученики класса являются активными участниками различных проектов, таких как: «Литературная неделя», посвящённая году литературы, проект, посвящённый 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне «Славим тебя солдат», Всероссийский проект «Я – энциклопедия», «Живое обаяние  творчества В.Драгунского, посвящённого 100-летию писателя», «К 75-летию Э.Успенского», «Мой родной город», Всероссийская викторина «Эрудит», «Фестиваль русских традиций».

За небольшой период времени удалось вовлечь класс в поисковую деятельность по творческому пути уральской писательницы Л.А.Преображенской, родившейся в Кунгуре. Сейчас создана мультимедийная презентация «Уральская поэзии», по творчеству Л.А.Преображенской. Класс принял участие в краевом конкурсе «Отчизны славные сыны», предоставив материалы по А.П.Гайдару и Л.А.Преображенской. Собран и оформлен мультимедийный материал для подготовки школьного проекта по литературному краеведению.

В городе часто проводятся  конкурсы чтецов стихов зауральских поэтов, где мои обучающиеся занимают призовые места. Это конкурсы «Край родной – земля Кунгурская», «С чего начинается Родина», «У каждого в душе своя Россия», «Литература в сердце моём», «День неизвестного солдата», «Осталась в памяти война», «Славим тебя солдат» «Весна! Солнце! Мир!», «Любимым самым посвящаю», «Любимой школе посвящаю».

Проводятся конкурсы сочинений о родном крае, о семье, о маме, такие как краевой конкурс «Добрые слова маме»,  «Письмо маме», дети получили три диплома победителя.  Участвуя в литературных конкурсах,   активизируется  деятельность обучающихся. 

Школьные конкурсы: инсценирование русских народных сказок «Сказка за сказкой», интеллектуальная игра «По дорогам сказок», конкурс скороговорщиков, викторина «Знатоки произведений В.Ю.Драгунского».

Организация работы по изучению литературного краеведения позволила влиять на расширение читательских интересов, обогащение языка и речи учащихся, формирование умения самостоятельно отыскивать, анализировать и обмениваться информацией, воспитание нравственных качеств характера, общей культуры детей, введение в мир толерантных человеческих отношений. Это способствовало повышению творческого потенциала класса, улучшению психологического микроклимата в детском коллективе, положительной мотивации обучения детей.

Важность работы по литературному краеведению, наверное, трудно переоценить. Комплексная работа (уроки литературного краеведения, архивная  и музейная работа, встречи с писателями,  участие в конференциях) может способствовать решению задач повышения качества образования.

Таким образом, литературное краеведение является составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Поэтому необходимо уделять ему достаточное внимание в школе, работать над устранением тех трудностей, которые возникают при работе по литературному краеведению.

Система такой работы требует от учителя профессиональной компетентности, исследовательских и творческих способностей, коммуникативных  умений для воспитания личности «в культуре достоинств», самостоятельной и толерантной миру.

   

 

Список литературы

 

1. Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989.

2. Вавилова Л.Г. Региональный компонент в работе учителя-словесника.// Педагогическое обозрение. – 2007. - № 4.     

3. Калашникова О.М. Метод исследования и интепретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения. // Педагогическое обозрение. – 2007. - № 4.   

4. Радищев А. П. Литературное краеведение: Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ. Туризм и краеведение. – М.: Просвещение, 1982.

5. Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. - М.:  Просвещение,1976

Опубликовано: 02.02.2016