Формы контроля на уроках музыкальной литературы

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Марченко Анастасия Александровна

Организация: МБУ ДО ДШИ №2

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Значение контроля – показатель качества и количества усвоенных знаний и средство регулирования учебной деятельности учащимися.

Существуют различные формы контроля на уроках музыкальной литературы в музыкальной школе.

  • блиц-опросы
  • устный ответ
  • реферативное сообщение
  • проверка конспектов
  • контрольный урок
  • тест
  • викторина
  • экзамен

Наиболее распространенной и удобной формой проверки знаний является блиц-опросы. Эта форма контроля обычно проходит в устной форме и содержит краткие вопросы, требующие быстрого точного ответа: «даты жизни композитора», «количество симфоний у Шуберта» и т.д. Такие опросы могут проводиться преподавателем (по заранее заготовленным вопросам) или самими учащимися (один задает – другой отвечает) по домашнему заданию, либо по материалу предыдущего урока или по всей пройденной теме. Опросы не должны занимать много времени на уроке, на них отводится около 5-7 мин.

Основная задача при блиц-опросах – это расширение кругозора учащихся (в исторической, географической, культурологической сферах). В процессе таких опросов формируются навыки реакции, моментальной активизации сознания и умение быстро извлекать из памяти нужную информацию.

Другой формой контроля является устный ответ, который может быть кратким или развернутым (например, пересказ темы из учебника по заготовленному плану, изложение какого-то отдельного вопроса более подробно). При устных ответах возможен и момент дискуссии, обсуждения с группой вопросов по теме. Данная форма опроса помогает педагогу ближе узнать каждого ученика, выявить его возможности и работоспособность. У учащихся же устные ответы помогают развивать культуру речи – навык последовательного и грамотного изложения материала (форма построения ответа, выделение главных моментов, интонация).

Реферативное сообщение – представляет собой одну из форм контроля, которая также возможна на уроках музыкальной  литературы. Данный вид сообщения представляет собой изложение какой-то темы или отдельного вопроса по теме, подготовленного самостоятельно с использованием нескольких источников (например, это могут быть биографические сведения по композитору: его творческий путь и периодизация; или описание одной из сфер композиторского творчества (например, оперное творчество Римского-Корсакова).

Такого вида сообщения могут проводиться в любой форме: это может быть как устный ответ на уроке, так и письменный (когда готовые письменные работы сдаются на проверку преподавателю).

Преподавателям также можно рекомендовать работать над конспектами учащихся. Последние два вида контроля развивают у учащихся культуру речи, помогает им овладеть навыком конспектирования (краткой записи главной мысли, основных тезисов) ее грамотного оформления.

Одной из периодических форм контроля является контрольный урок (может быть как письменный, так и устный), который проводится по итогам изучения крупных тем. Письменный – предполагает развернутые ответы на вопросы, которые педагог дает учащимся заранее или же на самом уроке (например, охарактеризовать стиль последних сонат Бетховена, дать краткую характеристику «Реквиему» Моцарта (история создания, структура, традиционные черты)).

Контрольный урок может быть выполнен и в виде письменного теста. В данном виде работы также существуют конкретные вопросы с вариантами ответов, либо учащиеся должны дать краткие ответы, не требующие развернутого объяснения (например, назовите главных героев оперы «Свадьба Фигаро», перечислите вокальные циклы Шуберта).

Безусловно важное значение на контрольном уроке по музыкальной литературе имеет знание самой музыки – викторина (как способность разбора музыкального произведения, так и узнавание его на слух). Виды викторин также различны: угадывание музыки с проигрывателя, с инструмента (когда педагог сам играет), игра музыкальных тем самими учащимися, нотная викторина – угадывание музыки на «взгляд».

Итоговой формой учета и закрепления знаний является экзамен. Подготовка к нему начинается задолго (за месяц) до назначенного дня. Педагог заранее составляет экзаменационные вопросы по пройденным темам курса. В практике прочно закрепились билеты, состоящие из 2-х вопросов: 1 – из которых посвящен раскрытию творческого облика композитора; 2-й – разбору музыкального произведения. За несколько дней до экзамена педагог проводит консультацию, где учащиеся могут задавать интересующие им вопросы (предполагается, что ученики уже прочитали весь материал, который будет представлен на экзамене). Также на консультации педагог объясняет учащимся, как будет проходить экзамен, какие требования он предъявит при опросе.

Экзамен – наиболее методически трудная и ответственная часть педагогического процесса. Выявляя знания учащихся, преподаватель проверяет и свою собственную работу.

Одной из основных методических установок при проведении экзамена является обязательное исправление ошибок отвечающего. Если ученик не смог сделать этого сам, то педагог должен объяснить, в чем неправильность его ответа. В процессе ответа педагог может задавать наводящие и дополнительные (служат средством окончательного утверждения оценки) вопросы.

В целом на ответ во время экзамена уходить около 15-20 мин. Критерием оценок должны служить: правильность изложенных фактов, глубина и полнота ответа, умение отобрать основной материал, логично и грамотно выстроить свой ответ.

 

 

Литература:

  1. Лагутин. А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. М., 1982

  2. Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005

  3. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие.  Росмэн, 2001

  4. Селицкий А.Я. Музыкальная литература в ДМШ программа курса, ее совершенствование, альтернативные модели: методическое пособие. Ростов н/Д, 2002

 

Опубликовано: 11.03.2018