Экспериментирование – один из эффектных методов познавательной деятельности дошкольников

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Лапина Наталья Владимировна

Организация: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Стройкерамика

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Л.С. Выгодский. Таким образом, знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях  с другими объектами и со средой обитания. В результате данного процесса идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и интеллектуального развития дошкольников.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

В нашем детском саду «Солнышко» экспериментирование  реализуется в разных формах:

  • самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка, т.е. стихийно;
  • непосредственная образовательная деятельность, организованная воспитателем;
  • совместная деятельность ребенка и взрослого – на условиях партнерства.

В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

В дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, – опыты. Они проводятся как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности (один раз в неделю). Раз в неделю мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

Таким образом, в организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:

  1. Постановка проблемы (задачи).
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Проведение опытов.
  4. Фиксация наблюдений.
  5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Для формирования представлений дошкольников о жизни растений я предлагаю им ответить на следующие вопросы: Зачем растения поливают? Почему комнатные растения стоят в хорошо освещенных местах? Почему зимой растения не растут на улице?

Например, чтобы дети смогли правильно ответить на все заданные вопросы, были проведены следующие опыты

Опыт 1.  Опыт по выявлению потребности растений во влаге. Цель: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

В два одинаковых контейнера посадили луковицы и поставили их на подоконник. В одном контейнере лук поливали, в другом нет. Результаты опыта дети фиксировали на специальных бланках и убедились, что для роста растений необходима влага.

Опыт 2. Опыт по выявлению потребности растений в свете. Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Один контейнер с луком помещается в темное место, а другой – в светлое. В обоих случаях лук поливают. В результате дети наглядно убеждаются в потребности растений в свете.

Опыт 3. Опыт по выявлению потребности растений в тепле. Цель: подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.

В этом опыте один контейнер ставим на подоконник, а другой выносим на улицу. Дети фиксируют результат опыта и делают вывод, что в зимнее время растения не растут на улице, для их роста  необходимо тепло.

Таким образом, дети убедились, что для роста растений необходимы влага, свет и тепло. В процессе работы, используя проведение опытов, убедились в том, что в младшем возрасте у детей можно сформировать дифференцированное представление о живой природе, об их взаимосвязи. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Опытно-исследовательская деятельность  тесно связана с проектной деятельностью. В последнее время в работе часто применяем метод проектов, что позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность. Проектная деятельность помогает развивать  у детей творческое мышление, умение выдвигать гипотезу, составлять план действий для решения поставленной задачи, становиться увереннее в своих силах. «Метод проектов» очень  интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребёнок, ребёнок - родители, воспитатель - родители. Поэтому стараемся вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения. В технологии проектирования каждому ребёнку обеспечиваем признание важности и необходимости каждого в коллективе.

Проводим с детьми проекты как краткосрочные, так и долгосрочные: «Лук – зеленый друг», «В мире животных», «Выращиваем сталактиты», «Правилам движения – наше уважение», «Этих дней не смолкнет слава!» и др.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Таким образом, детское экспериментирование таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности малышей.

 

 

Литература и Интернет-ресурсы:

  1. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов. А.И. Иванова.- М; Творческий центр Сфера, 2007.

  2. Экспериментальная деятельность детей. Л.Н. Менщикова. – Волгоград; Учитель, 2008.

  3. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Л.И. Егоренков.  – М; Издательство «Аркти», 1999.

  4. http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/16600-eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou.html

 

 

Опубликовано: 31.05.2017