Использование классических сказок в деятельности педагога – психолога

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Чудинова Лариса Викторовна

Организация: МАДОУ «Детский сад № 305»

Населенный пункт: Пермская область, г. Пермь

Волшебная сказка – прекрасное творение искусства, наша историческая и индивидуальная память неразлучна с ней. Сказка была и остается источником творческого вдохновения для представителей искусства и науки. Уходя корнями в культуру, язык народа, сказка представляет определенный интерес для психологов, открывая новые возможности в исследованиях и практической деятельности.

Различают следующие виды сказок:

  • дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
  • художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
  • диагностическая: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
  • профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;
  • медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).

В последние годы среди практических психологов широкое распространение получила идея сказкотерапии. По признанию автора комплексной сказкотерапии Т.Д.Зинкевич – Евстигнеевой, сказкотерапия более созвучное название метафоротерапия. Комплексная сказкотерапия синтезировала наиболее эффективные психологические технологии, используя сказочную форму, объединила и адаптировала психотерапевтические приемы в сказочный контекст с целью диагностики, коррекции, развития, обучения.                                                                         

Оригинальную технологию развития самосознания через психологическую сказку предлагает И.В.Вачков. Психологические сказки здесь – авторские истории, содержащие в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека.

Б. Беттельгейм считал, что сказка помогает детям даже с глубокими нарушениями в поведении обрести смысл жизни. Сказка интересна для детского психолога, прежде всего как продукт духовной культуры общества, в котором опыт человеческих взаимоотношений отражен в образно – символической форме. Процесс рассказывания сказки взрослым (психологом) ребенку предстает как ситуация общения посредством искусства, как передача духовного опыта от старшего поколения к младшему.

Для того чтобы потенциальные возможности сказки реализовались в конкретной психолого – педагогической работе, необходимы особые условия, которые определяются:

  • профессиональной деятельность психолога;
  • возрастными психологическими особенностями детей;
  • своеобразием сказки как произведением искусства.

Первая группа условий будет определятся спецификой профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении. В связи с тем, что психолог является субъектом воспитательно – образовательного процесса в учреждении его развивающая или психопрофилактическая работа с использованием сказки должна быть построена при условии тесного взаимодействия с педагогами и в соответствии с общими приоритетными целями и задачами воспитания и обучения в детском образовательном учреждении. Поскольку психолог строит свою профессиональную деятельность с учетом принципа «Не навреди!», то сказки, которые он использует в своей работе с детьми, должны отвечать требованиям безопасного воздействия.

Вторая группа условий будет определятся возрастными психологическими особенностями детей. Искусство несет в себе неисчерпаемый потенциал для психического и личностного развития ребенка. Однако этот потенциал может остаться нереализованным, если не произойдет встреча ребенка с произведением искусства. Согласно закону о развитие высших психических функций, художественное восприятие и переживание произведения искусства у ребенка дошкольного возраста может развиваться при условии организации совместного художественного восприятия и совместного с взрослым переживания художественного произведения. Прочувствованние, переживание сказочных смыслов специально может быть усиленно танцевальными и образными движениями, различными видами изобразительной деятельности, рукоделием. Все эти формы художественной деятельности детей проводятся после прослушивания сказки. Все практические действия детей должны быть связаны со смыслом сказочного сюжета.

Третья группа условий будет исходить из специфических особенностей воздействия сказки как произведения искусства на психику человека.

Для работы взрослого с детьми с использованием сказки необходима особая организация предметного пространства, способствующая созданию настроя на общение со сказкой. Наиболее соответствует атмосфера волшебства, ожидание чуда. Занятия могут проводиться как в группе дошкольного учреждения, так и в специальном помещении. Но тем не менее необходимо в обоих случаях создать атмосферу сказочности, усилить у детей ожидание встречи с чудом. Каждое занятие может быть новым по содержанию, но традиционным по форме. Традиционным может быть начало занятия, которое, например, может начинаться с определенного приветствия. Привычным элементом интерьера может быть столик, на котором располагаются предметы так или иначе связанные с сюжетом сказки.

Отношение к сказке как самоценности передается детям через отношение к ней взрослого. Сказку нужно рассказывать, так как рассказывание не только облегчает детям восприятие, но и позволяет психологу обеспечить в его процессе взаимодействие с детьми, наблюдая за их реакцией.

Психолог должен понимать смысл, стоящий за сказочными образами и сюжетами. Только в этом случае его манера рассказывания будет верна и окажет воздействие на духовное и эмоциональное развитие ребенка.

Так как сказка занимает особое место в жизни дошкольника, сказочные образы ярко эмоционально окрашенные  долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

Прежде чем использовать сказки в профессиональной деятельности, психолог должен сам полюбить сказки, проникнуться в их нравственный урок, понимая значение, смысл сказки взрослый сможет передать мудрость сказки ребенку. Только тогда сказка станет средством воспитания и развития личности ребенка.

 

 

Список литературы:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку.-М.: 2001.
  2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.:2000.
  3. Научно – практический журнал «Психолог в детском саду» - М.:2006
  4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Класс, 1999.
Опубликовано: 15.02.2017