Использование мультимедийных технологий на уроках математики в начальной школе
Конференция: Современные технологии в обучении
Автор: Вуйлова Ирина Евгеньевна
Организация: МОУ СШ № 110
Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
Совершенно очевидно, что дальнейшая трансформация начального образования будет связана со всё более широким использованием средств ИКТ для развития познавательных способностей младших школьников. Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно превращается в один из стандартных компонентов учебного процесса.
Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешности их обучения. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности младших школьников.
Внедрение информационных технологий основано на учёте следующих возрастных особенностей младших школьников:
- в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным;
- большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
- высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряжённость и оживить учебный процесс;
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативной компетенции;
- приобретение навыков работы на компьютере обучающимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что младшего школьника легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.
Специфика преподавания в начальных классах предполагает многовариантное использование дидактических приёмов и методов обучения в рамках одного урока. При размещении в классе мультимедийного проектора появляется возможность проведения фронтальной работы с применением новых информационных технологий в начальной школе. Особенно интересно можно использовать мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала.
Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.
Современное обучение математики должно проводиться таким образом, чтобы у младших школьников пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения обучающиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.
Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.
При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребёнка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.
Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Список литературы
- Атапина Т. В. . Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г
- Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.
- Гусева А.И. Методика педагогических осознанного применения ИКТ в учебном процессе. Учебное пособие - М. 2006
- Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 2009г
- Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. -- М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. [Текст]: Начальная школа.- 2006г.- № 11.- с.87