Духовно-нравственное воспитание личности средствами математического образования в условиях перехода на ФГОС ООО

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Андреева Мила Михайловна

Организация: МБОУ СОШ №2

Населенный пункт: Тверская область, ЗАТО Озерный

«Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис.

Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья.

Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, воспитывайте человека»

Китайская пословица.

 

Известный хирург Н.И. Пирогов писал: «Вся наша нравственность, правда, добро, свет – все учение. И учить не воспитывая, значит не учить, а делать что-то другое».

Ключевая роль в духовно – нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.  Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно- нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. Эти направления определены в работе учителя:

- урочная деятельность;

- внеурочная деятельность;

- сотрудничество с родителями;

- социальное партнерство.

В настоящее время, в условиях перехода на ФГОС ОО, перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения современных продуктивных педагогических технологий системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированного обучения, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических проблем в духовно-нравственной практике.

В соответствии с Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания, базовые национальные ценности стали главным ориентиром в планировании и организации воспитательной работы учителей и классных руководителей на уроках и во внеурочной деятельности.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, в первую очередь, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Решая проблему духовно - нравственного воспитания и развития учащихся на уроках, педагоги нашей школы ставят следующие цели:

– формирование у учащихся духовно-нравственных ориентиров;

– воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;

– формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

Работая над созданием единого образовательного пространства, способствующего воспитанию и развитию духовных и нравственных качеств личности школьников, интегрирующего учебно – воспитательный процесс урочной и внеурочной деятельности, мы выделяем три основных этапа:

Первый этап - 5 класс - направлен на приобретение/расширение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и социально неодобряемых формах поведения в обществе), формирование понимания социальной реальности и повседневной жизни происходит на уроках литературы, истории, обществознания, ОРКСЭ в 5-х классах по ФГОС ООО и др. уроках.

На втором этапе – 6-8 классы - осуществляется формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

На третьем этапе – 9-11 классы - создаются условия для получения школьниками опыта самостоятельного социального действия.

Ежегодно в  9-х классах проводится элективный курс "Психология самоопределения", направленный на формирование гражданской позиции, воспитание у обучающихся толерантности, способствующий их будущей успешной социализации в обществе.

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас использовать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Осваивая системно – деятельностный подход в организации учебно – воспитательного процесса, учителя нашей школы стали активно использовать образовательные технологии, способствующие организации деятельностных способов и методов обучения, формированию и развитию у учащихся базовых компетенций, универсальных учебных действий, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы:

  • ИКТ;
  • личностно - ориентированного обучения;
  • проблемного обучения;
  • проектной деятельности;
  • технология сотрудничества;
  • развития критического мышления (на уроках литературы, истории и
  • обществознания);
  • ТРИЗ (на уроках технологии, математики, информатики).

Педагоги нашей школы активно используют на уроках организационно -  деятельностные игры, которые не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность школьника, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы.

Именно на это мы опираемся при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников на каждом этапе урока.

Мотивационная сфера деятельности

Этап мотивирования к учебной деятельности в процессе обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Чтобы увидеть ребенка в процессе обучения , его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения, когда:

1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности, выраженные требованием «НАДО»;

2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность – «ХОЧУ»;

3. устанавливаются тематические рамки – «МОГУ».

Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности. Развитие познавательной, учебной мотивации учащихся осуществляется учителями нашей школы через:

1. Использование нетрадиционных форм обучения на уроке: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, коллективных работ и др.

2. Создание на уроке проблемной учебной ситуации (Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии).

3. Воспитание культуры общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

4. Создание ситуации успеха. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности.

 

Межпредметная интеграция

С целью всестороннего личностного развития школьников на уроках осуществляются межпредметные связи, например:

- иностранный язык – математика (в 5-х классах на уроках иностранного языка при изучении темы «Числительные» учителя немецкого язык проводят устный счет, помогая учителям математики развивать вычислительные навыки учащихся);

- математика – история (даже на уроках математики невозможно обойтись без экскурсов в историю);

- музыка –– изобразительное искусство - литература (разговор с учащимися о музыке, о живописи на уроках – это разговор о поэзии и полете души, выраженных в гармонии звуков или гармонии слов…);

В нашей школе серьезное внимание уделяется интеграции содержания образования, которое осуществляется не только посредством реализации межпредметных связей на уроках, а также через организацию и проведение интегрированных уроков по отдельным предметам.

Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. Такие уроки показывают единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяют учащимся увидеть взаимосвязь различных предметов образовательной программы.

В условиях введения и реализации ФГОС ООО технология проектного обучения становится наиболее значимой в организации образовательного и учебно –воспитательного процесса.

Технология проектной деятельности - самая популярная среди учителей и учащихся нашей школы.

 

Эмоциональная сфера деятельности

Нередко залогом успешного урока является яркая, благотворная эмоционально- эстетическая атмосфера, созданная на уроке средствами разных видов искусства, через «погружение» детей в эту атмосферу. Этот метод традиционно используется учителями гуманитарных предметов: музыки и изобразительного искусства, литературы и истории, которые обращаются к произведениям великих писателей и поэтов, художников и музыкантов.

 

Интеллектуальная сфера деятельности

Духовно- нравственное развитие обучающихся неразрывно связано с интеллектуальным развитием личности. Олимпиады, научные конференции, интеллектуальные игры и конкурсы позволяют школьникам максимально проявить свои способности, проверить качество знаний, а нам, взрослым, - создать условия для выявления, развития и поддержки способных, талантливых и одаренных. Подобные конкурсы являются площадкой личностного самовыражения учащихся, где проявляется уровень их общего и интеллектуального развития.

Инициативность, творческий подход учителей к воспитанию одаренных учеников способствует активному участию школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня и форм проведения. Повышение учебной мотивации и воспитание нравственных качеств личности происходит и за счет вовлечения школьников в проектно – исследовательскую деятельность.

Как же воспитать духовно-нравственную личность посредством математического образования?

Считается, что проблему  духовно-нравственного воспитания легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естественных, тем более на математике.  Но, в действительности, это не так. Еще в ХIХ веке польский математик Хуго Штейнхаус заметил, «что между духом и материей посредничает математика».  А Л.Н. Толстой говорил, что «Человек есть дробь. Числитель - это сравнительно с другими - достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства - не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству».

Что такое урок математики для ребенка? Это небольшой момент его жизни. Жить надо всегда по чести и по совести. Где и как этому научиться? Этому можно учиться всегда и везде и уроки математики этому не исключение. Мы должны не просто учить считать и умножать, решать уравнения и строить графики, но и воспитывать человека. Вы мне можете возразить, ведь это не история или литература. О какой духовности и нравственности может идти речь, если на уроке можно оперировать только числами и формулами.

Все очень просто. Ведь урок математики, как и любой другой направлен на воспитание, изучение и осознание полученных знаний. Задачи на уроке должны быть разнообразные по степени сложности и содержанию. Надо разграничивать только их направления: история, химия, биология, экономика, живопись и многие другие. Я на уроке математики духовно-нравственное воспитание  осуществляю посредством четырех факторов:

  • через содержание образования;
  • через методы и формы обучения;
  • через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
  • через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Для этого используются следующие приемы:

- воспитание моральных качеств учащихся на основе личностных отношений;

- решение задач практического содержания;

- введение в контекст урока исторических фактов из жизни ученых - математиков;

- использование высказываний выдающихся ученых: математиков, философов, педагогов.

 

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «…его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).

Духовность и нравственность можно воспитывать на личном примере педагога, который каждодневно демонстрирует свою честность, справедливость, мудрость, манеры поведения. Заметный воспитательный эффект уроки математики могут дать только при том условии, что учитель сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках.  Благодаря личному примеру служения любимому делу нашим педагогам удается воспитывать в учащихся:

  • уважение к Учителю,
  • к людям старшего поколения,
  • к труду.

Духовность и нравственность можно воспитывать не только на личном примере педагога, который каждодневно демонстрирует свою честность, справедливость, мудрость, манеры поведения, так и на примерах из жизни исторических личностей. Еще А.С.Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Ярким примером могут послужить уроки, посвященные 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова; создателю учебника арифметики Л.Ф. Магницкого. На этих уроках выясняются важные и интересные факты. (Л.Ф. Магницкий получил свою фамилию по воле Петра I, благодаря своим глубоким знаниям. Петр велел величать простого учителя Магницкий, чтобы он окружал и как магнит притягивал к себе молодых людей для получения ими высоких и прочных знаний). Интересные факты из жизни Лейбница (в 15 лет он стал студентом университета), Л. Эйлера (в 16 лет получил ученую степень) показывают учащимся необходимость много работать над своим образованием, чтобы добиться результатов. Формируются такие качества как трудолюбие, настойчивость в достижении целей.

На уроках математики с учащимися можно провести беседу следующего содержания:

«Скажите, кто назвал науку математику математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре, жившем примерно в период с 570 до н. э. по  490 до н. э.? И почему у него это странное имя – Пифагор? Оказывается, Пифагор, значит «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу мальчика, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой»  На уроке геометрии учитель рассказывает детям о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев: «Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца  людей своей мудростью и современностью. Приведу некоторые из них:

- «Статую красит вид, а человека – деяние его»,

- «Истинное отечество там, где есть благие нравы»,

- «Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит»,

- «Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе»,

- «Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения».

Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.

Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и нравственного содержания. Например:

  • "... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.
  • «Арифметика и геометрия нужны каждому воину».  Платон.

Эпиграф  можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.  

Математика своей богатейшей и интереснейшей историей, совершенством языка, высоким уровнем логики и другими аспектами имеет огромный потенциал эстетического воздействия на учащихся. На наличие эстетических возможностей  предмета указывали известные математики во все времена от Евклида и Пифагора до А. Колмогорова и  Н. Винера. На протяжении веков пути математики и различных видов искусства нередко переплетаются (живопись и математика, музыка и математика, архитектура и математика). Поэтому исторические сведения о знаменитых людях – это благодатный материал для развития эстетического вкуса школьников. Можно рассказать, например, что великий русский писатель Л.Н.Толстой написал учебник по арифметике для деревенских детей, а величайший физик И.Ньютон придумывал арифметические задачи. Вот одна из них: трава на лугу растёт одинаково быстро и густо. Известно, что 60 коров съели бы траву за 24 дня, а 30 коров за 60 дней. Сколько коров съели бы всю траву за 100 дней?

Большой интерес и хорошее настроение  вызывают старинные задачи разных народов, по разным темам.

Старинная греческая задача.  На вопрос:  сколько учеников обучается у Пифагора в школе, он ответил, что половина всех его учеников изучает математику, четверть – музыку, седьмая часть – молчит и,  кроме того, есть ещё три женщины. Сколько учеников у Пифагора?

Старинная китайская задача. Несколько человек покупают барана. Если каждый внесёт по 5 монет, то не хватит до стоимости 45 монет, если же каждый внесёт по 7 монет, то не хватит 3-х монет. Сколько стоит баран?

Индийский мыслитель Бхаскара (1114-1178), решая  квадратное  уравнение два корня: 50 и -5 и делает замечание, что второе значение брать не следует «…ведь люди не воспринимают отрицательных, абстрактных чисел». Алгебраические задачи на составление квадратных уравнений индийские учёные записывали в стихотворной форме и рассматривали их как особый вид искусства. Задача Бхаскара:     Забавляясь, обезьяны на две группы разделились:

          Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвились,

           А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте,

           Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе?

 

Духовно-нравственное воспитание школьников происходит главным образом в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, воспитания самостоятельности и самоорганизации, для успешного осуществления которых школьнику необходимо научиться слушать и понимать, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, сотрудничать с учителями и сверстниками. Поэтому в 5 классе первый в учебном году урок математики у нас проходит по теме «Почему нельзя жить без математики?» Это мотивационный урок, настраивающий детей на сознательное отношение к изучению математики. Цель урока – показать учащимся значимость математики для дальнейшего образования и в практической жизни, познакомить с учебной литературой и Интернет-ресурсами, необходимыми для успешного изучения этого предмета. На уроке  в ходе беседы перед учащимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без математики, показывается, что математика - это не только «нужно», но ещё и интересно и увлекательно! Обучающиеся с удовольствием вместе с родителями участвуют в конкурсе сочинений «Математика в профессии моих родителей», «Как бы мы жили, если бы не было математики?»

В обучении математике, как уже отмечалось, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований.  Нужно включать в процесс обучения задачи различных практических направленностей: о труде, о профессиях, о спорте, об истории, об экономике и других областях жизни.

Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к  величию своей страны, собственных предков…

Патриотические задачи

1. Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».

2. Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии

Боевые силы

Красная Армия

Германские войска

Личный состав

1200000

1800000

Количество танков

990

1700

Количество орудий

7600

14000

Количество самолётов

667

1390

 

3) Тема « Действия с десятичными дробями»

Задача 1.  От подножья Мамаева кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей.  Высота каждой ступени 0,15 м. Какова высота Мамаева кургана?

Задача 2. В Прохоровском сражении участвовали 1-я дивизия СС, имевшая 200 танков, и 5-я танковая армия П.Ротмистрова, имевшая в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?

Задача 3. Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.

I.      ( 4 × 2,115 + 8,4 : 0,8) × 100          II.    ( 30,37: 0,5 – 5,125 × 8 ) × 100

         (1896 г. – год рождения)                          (1974 г. – год смерти)

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны.

Здесь уместно  рассказать учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.

Задачи.

1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).

2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).

3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).

4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).

Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.

Такие задачи формируют чувства патриотизма, любви к Родине, готовность встать на ее защиту.

Использование  экологических материалов  при решении задач по математике прививает экологическую культуру, позволяет формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

Задача. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?

На уроках математики формируется и отношение к здоровому образу жизни. В подростковом возрасте ребята делают акцент на своей внешности. Здесь самое время включать в урок задачи, которые интересуют их в данный момент. Можно начать разговор с понятия энергия пищи. Ведь не секрет, что многие ученики страдают избыточным весом. Когда ребенок узнает о культуре питания, то сможет подходить к своему рациону согласно полезности продуктов, познакомится с принципом подсчета калорий, о полезной и вредной пище. К этому же циклу можно подключить задачи о вреде табака и пропаганде спортивных упражнений. Не зря же говорится, что в здоровом теле - здоровый дух.

В содержание уроков  включаются специальные интересные вставки с фактами, статистическими и научными данными, иллюстрирующими опасность курения.

1. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько часов жизни теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет за 1 день; за месяц? ОТВЕТ: 2ч, 60ч

2. Если средняя продолжительность жизни в России около 60 лет, то на сколько ее сокращает курильщик, выкуривающий в день 20 сигарет?

ОТВЕТ: минимум на 6 лет

3. Какую сумму мог бы сэкономить человек, бросивший курить только за один год, если стоимость одной пачки сигарет 25 рублей, а выкуривает он ее за 1 день?

ОТВЕТ: 9125рублей

Для своих учеников в рамках Декады наук я провела эколого-математический брейн-ринг «Здоровьесберегающая математика» и «Математические игры по – олимпийски».

Использование краеведческих материалов на уроках математики способствуют познанию окружающего мира, воспитанию у школьников коллективистических качеств, развитию интеллектуальной деятельности. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории. При изучении темы «Проценты» мои обучающиеся выполнили проектную работу по географии и математике «Уголок России -Озерный, частью которой были составленные ими задачи.

1. В Тверской области в среднем в месяц добывают 70 тонн торфа. Сколько тонн торфа в среднем  в год добывают в Тверской области ? (Ответ 840 тонн)  Выдрина Ксения 6А

2. В Тверской области в 1970 г. было 3635 млн. человек. За 20 лет прирост населения составил 44%. Каково будет население в 2030 г, если темпы роста населения сохранятся? (Ответ 8433, 2 млн. человек) Козлова Полина 6А

3. Ежемесячно квартплата составляет 3059 руб. Мама оплатила 30%. Сколько еще рублей осталось доплатить? (Ответ 2141, 3 руб ) Белокрылова Анастасия 6А

4. На улице Труда в ЗАТО Озерный высадили 25 деревьев. Прижилось 68% высаженных деревьев. Сколько деревьев прижилось, а сколько погибло? (Ответ 17деревьев, 8 деревьев) Козлова Полина 6А

5. В ЗАТО Озерный проживает примерно 11000 человек. За год приезжают 248 человек, а уезжают 215 человек. На сколько % ежегодно увеличивается на селение ЗАТО? (Ответ 0,3%) Комаров Дмитрий 6А

6. В кинозале «Оскар» цена билета на мультфильмы составляет 120 руб., но при коллективной заявке о 15 человек и более цена билета составляет 100 руб. Сколько заплатят за билеты ученики 6Б класса, если в классе 24 ученика? (Ответ 2400 руб. ) Шевельков Артем 6Б

7. В Тверской области 147 видов цветов. Сколько % из всех видов цветов составляют цветы нашей области, если всего их 1384 вида? (Ответ: приблизительно 10,6%) Дашкова Анастасия 6А

В Тверской области зарегистрировано 75 видов млекопитающих, из них 80%  не занесено в Красную Книгу. Сколько  млекопитающих занесено в Красную книгу? (Ответ 15 человек)

8. В ЗАТО Озерный 4321 квартира из низ 2164 квартиры приватизировано. Сколько % неприватизированных квартир? (Ответ 49,92 %) Комаров Дмитрий 6А

9. В ЗАТО Озерный в 2011 г. было выявлено 967 административных правонарушений. В 2012 г. количество таких правонарушений выросло на 12%. Сколько правонарушений выявлено в 2012 г?  На сколько увеличилось их количество? (Ответ 1083 правонарушения, увеличилось на 116) Комаров Дмитрий 6А

10. За один день с территории городка вывезли 180 куб м снега, что составило 15% от необходимого количества. Сколько снега необходимо вывезти? (Ответ 1200 куб м) Бенис Даниил 6Б

11. В магазинах «Эксперт» в г.Бологое проводилась рождественская распродажа бытовой техники. Так старая цена телевизора была 40 000 руб, а новая стала 36 000 руб. На сколько % подешевел товар? (Ответ на 10%) Титов Тимофей 6Б

Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. В настоящее время обучающиеся 9 класса работают над проектом «Топонимика и математика», в процессе работы они стараются выяснить, в названиях каких улиц Твери и области встречаются имена выдающихся математиков, знакомятся с выдающимися математиками Тверской области, изучают какой вклад они внесли в развитие науки.

Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математические сказки. Такую работу можно проводить с учениками, начиная с 5 класса, предлагая при изучении некоторых тем сочинить и художественно оформить свою математическую сказку. Сказки готовят к изучению курса геометрии, которая требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству. Дети учатся быть добрыми и справедливыми, сочиняя свою сказку. Особенно приятно, когда к написанию таких произведений  подключается вся семья.  Так в 8 классе при изучении темы «Четрехугольники» мои обучающиеся сочиняли сказки о параллелограмме и прямоугольнике, квадрате, ромбе и трапеции.

Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, ставится в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности учащегося, повышение его культуры. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.  Стараюсь выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. На моих уроках, например, обучающиеся с удивлением узнают о русском крестьянском способе умножения; сами составляют решето Эратосфена; рассматривают применение золотого сечения, золотого прямоугольника и золотой спирали  в природе, архитектуре, живописи как математических символов идеального соотношения формы и роста. Выступают на уроках с мини-проектами, например:

  • «Различные способы доказательства теоремы Пифагора»
  • «Правильные многогранники в природе»
  • «Взаимосвязь архитектуры и математики в симметрии»
  • «Паркеты и правильные многоугольники»
  • «Магия чисел. Нумерология»

Урок получается насыщенный, красочный, а главное развивает мировоззрение у детей.

Но не только урок математики открывает возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности но и внеурочная деятельность.. Примером могут служить внеклассные мероприятия, разработка проектов, участие в исследовательской работе и просто беседы по душам на переменах, во время экскурсий и походов. Здесь создаются особенно благоприятные условия для включения обучающихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Организация внеклассных мероприятий (математические игры, конкурсы, проекты и другое) воспитывает у обучающихся трудолюбие, умение работать в команде, доброжелательность к друг другу и т.д.  В эту работу включаются и родители.

«Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой – красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства» Б. Рассел.  Воспитание чувства красоты и гармонии можно воспитывать  при помощи математических законов, здесь можно использовать известные истины школьного курса математики, обнаружить в них общую, сильную идею, достойную удивления. Я предложила ребята назвать самые красивые математические формулы. Явным фаворитом оказалась Теорема Пифагора. Работая над проектом «Математические законы красоты», ребята пришли к выводу, что законы природы, в свою очередь, также подчиняются законам математики.

В рамках проектно-исследовательской деятельности можно предложить обучающимся следующие темы для исследований:

  • Симметрия неживой природы. Кристаллы.
  • Математические модели в художественной литературе.
  • Леонардо да Винчи – творец красоты. Математические мотивы творчества.
  • Окружность и круг в орнаментах, узорах, украшениях, технических сооружениях.
  • «Виды и тайны лабиринтов».
  • «Есть ли «Мир снежинок»: тайна формы или закономерность» и другие.
     

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своѐ место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель.

И если ребёнок воспитывается в обстановке терпимости, он учится понимать и принимать других. 
Если его подбадривают, он учится верить в себя. 
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. 
Если он растёт в честности, он учится быть справедливым. 
Если он растёт в безопасности, он верит в людей. 
А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей. 

Нам не дано предугадать, 
Как наше слово отзовётся. 
Посеять в душах благодать 
Увы, не всякий раз даётся. 
Но мы обязаны мечтать 
О дивном времени, о веке, 
Когда цветком прекрасным стать 
Сумеет личность человека. 
И мы обязаны творить, 
Презрев все тяготы мирские, 
Чтоб истин светлых заложить 
Зачатки в души молодые. 
Чтоб верный путь им указать, 
Помочь в толпе не раствориться. 
Нам не дано предугадать, 
Но мы обязаны стремиться!

 

ЛИТЕРАТУРА   

  1. Амонашвили Ш.А. Педагогика будущего – Гуманная педагогика (Электронный ресурс).URL: http://www.ice.su/rus/departments/human/(дата обращения 28.08.2015).   
  2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012, №273 - ФЗ 
  3. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. – М.: Ижевск, 2010.
  4. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П.. Происхождение духовности.-  М.: Наука, 1989
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413    
  6. Болтянский В.Г. Математическая культура  и эстетика.//Математика в школе, 1982. - № 2.-С.5-9.
  7. Ведерникова Т.Н., Иванов О.А. Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики. //Математика в школе, 2002.-№ 3
  8. Шатуновский Я. Математика как изящное искусство и её роль в общем образовании. //Математика в школе, 2001. - № 3
Опубликовано: 03.02.2016