Опыт по применению инновационных методов и современных компьютерных технологий на уроках по специальности в классе баяна и аккордеона

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Матвеева Анжела Евгеньевна

Организация: МКУ ДО «Новомайнская ДШИ»

Населенный пункт: Ульяновской область, Мелекесский район, р.п. Новая Майна

Инновационные подходы работы в учреждениях дополнительного образования, в том числе использование современных информационно-коммуникационных технологий, позволяют создавать условия для развития новых поколений российских граждан, формирования в будущем востребованных специалистов, готовых к эффективной трудовой деятельности в условиях информационного общества.

Проблема детской одаренности в последнее время вызывает все больший интерес. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра.

Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

Информационные технологии представляются в этом отношении весьма перспективными.

С каждым годом усиливается интерес к изучению проблемы использования средств информационных компьютерных технологий в обучении и развитии одаренных детей.

Интересным фактором, создающим предпосылки для успешного обучения и развития одаренных детей с использованием средств информационных компьютерных технологий,  является то, что такие дети характеризуются высокой самостоятельностью в процессе познания, они широко используют "саморегуляционные стратегии" обучения и легко переносят их на новые задачи. Эти дети могут учиться автономно, в том числе и при поддержке опытного ментора, тьютора. Поэтому одним из важных направлений использования информационных технологий в работе с одаренными детьми является их поддержка и развитие.

Не будет преувеличением сказать, что с помощью информационных технологий может быть реализована своеобразная «индустрия соревнований», охватывающая все аспекты и этапы их проведения: от оповещения заинтересованных, разработки и доставки им необходимой конкурсной информации до организации дистантной работы членов жюри для определения победителей, подведения итогов и присуждения наград.

Для современных детей и подростков Интернет – это, помимо прочего, один из способов доступа к нужной информации, в том числе об олимпиадах и конкурсах. Ничто не мешает принять в них участие – непосредственно или посредством информационных технологий (как часто говорят, дистантно, или виртуально). Тематическая область таких конкурсов и олимпиад весьма разнообразна.

Каждое дистанционное мероприятие – это очередная ступень к  вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Среди многообразия конкурсов всегда есть возможность подобрать мероприятия «по себе». Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета,  развивающие мышление, логику, фантазию и  креативность, не оставят  равнодушными ни детей, ни их родителей.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что при использовании информационных технологий в работе с детьми, следует ориентироваться на такие направления, как:

1. Проведение медиауроков, интерактивных недель.

2. Организация дистанционного обучения, проведение различных  курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ.

3. Организация и проведение Интернет-олимпиад по предметам, Интернет-тестирований.

4. Участие в сетевых телекоммуникационных проектах, олимпиадах, викторинах, фестивалях, конкурсах. На сегодняшний день это особенно актуальная форма работы с одаренными детьми.

5. Создание сети специализированных сайтов и порталов.

В последнее время у обучающихся ДШИ  возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон,  ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон  раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги,  дуэта «Баян – mix»  и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как  Дранга».

На уроках по специальности в классе баяна и аккордеона, преподаватель  устраивает показ видеоматериалов ( П. Дранга, дуэт «Баян – mix» , шоу – дуэт « Баян-позитив», дуэт аккордеонистов «Идиллия» ).

Также, чтобы сделать урок ярче и креативнее, проводит беседу с показом за инструментом.

Спрашивает обучающихся, так  почему исполнение под фонограмму звучит  ярче, сочнее?

Предполагаемый ответ: Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.

- Почему исполнение под фонограмму современно?

Предполагаемый ответ: В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.

Новое современное направление - процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:

Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).

Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.

Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» -  «Солнечный дождик», «Радуга», «На лужайке», «Солнечный зайчик».

Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно  с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

Второй этап -  игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.

1. Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р.  Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Новосёлов «Играем с удовольствием»; Ю. Шадёркин «В современных ритмах»). Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет  стимулировать его занятия на инструменте.

Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).

1. Исполнение под «плюс», на примере пьесы А. Новосёлова «Петушиная полька». Обратить внимание на длинное вступление, точно его просчитать. Выполнить все динамические оттенки, они должны соответствовать динамике в фонограмме.

При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.

Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть  в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.

В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять,  в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.

Примером служит пьеса Е. Дербенко «Веселое настроение», сыгранное в разных темпах

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.

Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.

Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.

Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

 

Литература

1. Бабаева, Ю. Д. Информационные  технологии для одаренных. / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.den-za-dnem.ru/ page.php?article=87 (дата обращения: 18.04.16 г.).

2. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности. / Под ред. Д. Б. Богоявленской. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. – 95 с. [Электронный ресурс]. URL:  http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm (дата обращения: 18.03.2016 г.).

Опубликовано: 05.07.2016