Особенности организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Суетина Юлия Александровна

Организация: МБОУ «Городская гимназия №1»

Населенный пункт: Иркутская область, г.Усть-Илимск

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу.  Она направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, в большей степени – на достижение личностных и метапредметных результатов. Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Модель внеурочной деятельности гимназии опирается на сходства и различия учебно-исследовательской и проектной деятельности, выстраивается на принципах     системно-деятельностного и возрастного подходов  [4; с. 28].

Большая часть программ внеурочной деятельности разработана педагогами гимназии. Программы   можно разделить на три группы:

- комплексные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня [2; с. 4]  в различных видах внеурочной деятельности: Лаборатория здоровячков, Умники и умницы, Мой город, Валеологическая лаборатория, Юный краевед, Защитим Землю от мусора, Арт-лаборатория;

- тематические программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле, использующие   возможности различных видов внеурочной деятельности: Полезные привычки, ТРИЗ, Я успешный ученик,  Волшебная книга;

- программы, направленные на отработку практических навыков предметов учебного плана, расширение содержания образования, пропедевтику учебного предмета: Классический танец, Детская риторика, Карта-второй язык географии, Юный исследователь, Экологический практикум, Компьютерная графика, Физический эксперимент, Виртуальная лаборатория.

Площадками для реализации программ внеурочной деятельности являются специализированные кабинеты, библиотека, медиатека, спортивный зал, хореографический класс, актовый зал, лаборатории и другие помещения гимназии.

В начальной школе в рамках внеурочной деятельности учащимся предлагается широкий спектр внеурочных занятий. На   занятиях у учащихся  1-2 классов формируется познавательная установка  - «мир познаваем», у учащихся 3-4 классов  - готовность исследовать мир «каков он есть» [5; с. 2].

Одна из задач начальной школы – осуществить переход от привычной игровой деятельности учащихся  к «зачаткам у них авторского действия».  Реализация уникального проекта «Мобильная суббота» позволяет коллективу гимназии решать эту задачу через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. В субботу ученик не проходит курс обучения  за партой в здании  гимназии, а выполняет метапредметные задания по маршрутному листу, разработанному  учителем, в ресурсных центрах города. Руководителем для обучающихся является учитель, выполняющий роль тьютора,  консультантом - родители и специалисты  ресурсных центров города Усть-Илимска. В рамках проекта «Мобильная суббота» у учащихся начинает формироваться готовность относиться к миру человеческой цивилизации как к «проекту», к пониманию того, что многое создается волей и энергией людей.

В основной школе продолжают развиваться, обогащаться  идеи начальной школы.    Задача основной школы - сформировать готовность к «авторскому действию» через переход деятельности учащихся от безответственной пробы к  ответственной пробе своих действий, а затем к  оформлению и предъявлению результатов своей деятельности.

Это возможно только при понимании педагогическим коллективом общих характеристик исследовательской и проектной деятельности, а именно организационно-управленческих: целеполагание, формулирование задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, собственное проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.

В 5-7 классах внеурочная деятельность организована по «лабораторному» принципу. Лаборатория - пространство, в котором проводятся различные учебные исследования. Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся подростковой школы мы понимаем не совокупность исследовательских работ школьников, а систему учебных ситуаций, направленных на открытие и поэтапное освоение исследовательской деятельности в соответствии с возрастными возможностями подростков. В 8 классе ведущей становится проектная деятельность учащихся.

В 5-6 классах, согласно возрастным особенностям, гимназистами в игровом формате проводятся несложные исследования на разном предметном материале. Например, измерение школьниками пульса,  артериального давления друг у друга до выполнения физических упражнений,   после с заполнением табличных данных и оформлением выводов; исследование эмоциональных состояний во время написания контрольной работы, осуществляется в рамках Валеологической лаборатории.

Открытие и освоение норм исследовательской деятельности учащимися в лабораториях осуществляется либо в ситуациях, специально спроектированных педагогом, либо самостоятельно самими учащимися. В текущем учебном году учащиеся на занятиях лаборатории «Защитим Землю от мусора» спроектировали и поставили экологический спектакль, то есть осуществили    «проект-пробу».

В 7 классе возрастает личная критичность подростков к окружающему миру, возникает желание действовать не только самостоятельно и оригинально, но и авторски.  В 7 классах результатом деятельности учащихся становится   «дизайн-проект», то есть создается продукт с опорой на исходный прототип, но преобразованный [5; с. 4].

В 8 классе учащиеся выбирают направление деятельности, тему проекта, руководителя. Вместе с руководителем учащиеся составляют план, обеспечивающий проектирование и реализацию проекта. В рамках плана часть времени отводится на формирование умения создать проект, оформить его, реализовать и представить результаты. Результатом интеграции внеурочной и урочной деятельности будет защита индивидуальных проектов учащихся в 9 классе. Принципиальным здесь является не желание «Хочу сделать вот это», а формирование потребности «Вижу проблему и хочу ее решить». Таким образом,  формируется переход к следующему уровню образования, где учащиеся будут разрабатывать «проекты, меняющие жизнь» [5; с. 5].

Именно так мы планируем и осуществляем в основной школе переход от безответственной пробы к оформлению и защите результатов своей деятельности, то есть формируем у учащихся навык авторского действия.

Учебно-исследовательская и проектная деятельности обеспечивают как вклад в развитие универсальных учебных действий, так и в развитие специфических компетентностей.

Мы уверены, что последовательное выстраивание образовательного процесса и образовательного пространства, в котором «естественным» образом ведется исследовательская и проектная деятельность, может существенным образом изменить отношение учащихся к учебной деятельности.

 

 

 

Список литературы:

1. Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - c. 5-6.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.

3. Поливанова К.Н. Некоторые подходы к проектированию подростковой школы // Психологическая наука и образование. 1998. № 1.

4. Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастной периодизации // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. с. 26–31.

5. Юшков А., Эпштейн П. Как организовать учебно-исследовательскую деятельность и проектную деятельность в школе (источник: http://www.ug.ru/appreciator/58).

Опубликовано: 29.04.2016