Проектная деятельность учащихся в урочное и внеурочное время

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Кузнецова Галина Александровна

Организация: МБОУ СОШ №4

Населенный пункт: ЯНАО, г. Салехард

Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

На мой взгляд – метод проектов очень интересная работа. У неё много плюсов.

1. Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и контроля.

При подборе материалов обучающиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. В классе прошли серия классных часов, были организованы выставки рисунков, викторина по именам.

2. Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 П: проблема, проектирование, поиск, продукт, презентация.

3. Плюс проектной работы также в том, что формируются навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.

4. Ещё одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в разжеванном виде. Но самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

 

Но есть и минусы.

Конечно возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с лёгкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в мл. шк. возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений, которые способствуют в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Ещё 1 минусом является то, что в нач. кл. ученики только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они ещё не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения. Поэтому начиная с 1класса в рамках традиционных учебных занятий использую:

  • проблемное введение в тему урока;
  • постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
  • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
  • выдвижение идеи (мозговой штурм);
  • постановку вопроса (поиск гипотезы);
  • формулировку предположения (гипотезы);
  • обоснованный выбор способа выполнения задания;
  • поиск дополнительной литературы;
  • подготовку доклада (сообщения);
  • самоанализ и самооценку, рефлексию;
  • поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

 

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Что такое проект для учителяПроект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;

межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;

Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:

внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;

внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;

региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;

международные – в них реализуется диалог культур.

 

Классификация проектов может основываться по числу участников:

  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые.

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);
  • среднесрочные (1 – 2 месяца);
  • долговременные (до года).

 

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

исследовательские; Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов: наблюдение за ростом лука «Свет, вода, жизнь»

творческие; Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя.

игровые; Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

информационные; Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу «Мы и наши имена» в котором ученики 3-в класса собрали интересные материалы об именах и выпустили сборник имён нашего класса.

социально-значимые. Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект “Чистое село”.

 

Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом:

  • мотивационный
  • планирующее -подготовительный
  • информационно-операционный
  • рефлексивно-оценочный

 

1 этап – мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап – планирующее -подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Позже формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию.

3 этап. Информационно- операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Существует несколько форм, позволяющих представить свою работу.

РАБОТА В ГРУППАХ ( мотивация- продукт-презентация)

Предлагаю работу в парах. Предложите виды работы на этапе мотивации, т.е. каким образом можно подвести к теме проекта. Каким может быть продукт проекта и виды его презентации.

Работая по данной технологии в течении трёх лет, я добилась следующих результатов. В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:

а) познавательные и регулятивные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);

б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников);

в) личностные и коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся);

г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников).

 

Опубликовано: 18.04.2016