Личностно – ориентированное обучение как составная часть современных педагогических технологий

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Стрельцова Ирина Германовна

Организация: МБОУ «Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия»

Населенный пункт: Крымская Республика, г. Старый Крым

Современные технологии –  это основной инструментарий в образовательной практике, в  повышении профессионального мастерства педагогов, в воспитании     личности  гражданина.

Активное применение современных педагогических технологий поможет достичь  педагогам  эффективных результатов: повысить качество обучения; уровень общей культуры молодых людей в работе с информацией, людьми, над собой; оптимизировать процесс обучения.

Технология  личностно – ориентированного  обучения является составной частью современных педагогических технологий.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит   самобытность ребёнка, его самоценность, субъектность процессов обучения.

Цель личностно ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Личностно ориентированное обучение строится на следующих принципах:

  1. принцип самоактуализации
  2. принцип индивидуальности
  3. принцип субъектности
  4. принцип выбора
  5. принцип творчества и успеха
  6. принцип доверия и поддержки

Современные научные подходы к определению теоретико – методологических основ ЛОО основываются на таких взаимосвязанных положениях:

  • каждый ученик является уникальной и неповторимой личностью;
  • ученик не становится личностью под влиянием обучения, он уже ею есть дл школы;
  • основное задание школы – это не вооружение ученика знаниями, умениями и навыками, а в развитии его индивидуальности, в образовании наиболее благоприятных условий для развития его способностей.

Таким образом, личностно- ориентированное обучение позволит:

  • повысить мотивацию учащихся к обучению;
  • повысить их познавательную активность;
  • построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
  • создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
  • дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
  • создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
  • вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
  • отследить динамику развития учащихся;
  • учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

Применение технологии личностно - -ориентированного обучения даёт обучающимся реальную возможность участвовать в постановке целей  учебной деятельности , отбирать наиболее эффективные средства для  их достижения, а в случае необходимости корректировать возникающие расхождения между желаемым и необходимым .В центре внимания – интересы ученика, поэтому технология подготовки и проведения урока должно измениться: главным действующими лицами должны быть отдельные дети, группы и класс в целом. Учитель – объект, который должен вовремя услышать, заметить, помочь, поддержать, каждого приобщить к делу.

Личностно – ориентированный  урок.

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок, но в системе личностно ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. На мой взгляд, современный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. Но всё же далеко не всегда его можно считать личностно ориентированным.

Итак, личностно ориентированный урок изменяет:

  • тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);
  • ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;
  • позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу;
  • характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

Отличия личностно ориентированного урока от традиционного урока.

Во - первых, это организация самого урока и деятельности на нём. Меняются методы преподавания, способ и степень взаимодействия учителя с учеником. Учёт интересов учеников и их способностей, ученикам предоставляется реальный выбор содержания обучения, уровня и методов его усвоения.

Во - вторых, становится другой позицией педагога.

Она включает в себя следующие характеристики:

  • установка на ученика, как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
  • умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
  • позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учеников;
  • опора на субъективный личностный опыт ученика;
  • ориентация на формирование учебной деятельности школьников. Развитие мотивационной деятельности учеников, повышение степени самостоятельности на уроке;
  • диалогическая позиция в общении с учащимся;
  • направленность на осознание учителем мотивов собственных действий, поведения, деятельности в ходе педагогического взаимодействия;
  • «считывание» учителем эмоциональной информации ученика и реагирование на неё, проявление социально - педагогической наблюдательности;
  • заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса;
  • направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;
  • поощрение творческой активности учащихся.

В-третьих, меняется позиция ученика.

Ученик выступает субъектом деятельности. Субъективная позиция ученика характеризуется активным и творческим отношением к учёбе, когда сам учащийся создаёт себе условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов.

В-четвертых, меняется характер взаимоотношений между учителем и учащимися в учебном процессе.

В личностно ориентированном обучении и учитель, и ребенок являются субъектами деятельности, и поэтому вступают во взаимодействие, для которого характерны  взаимоопределение, совместная рефлексия деятельности, взаимная радость или сострадание, взаимная творческая деятельность. Иной характер взаимоотношений учителя и учащихся обеспечивается, прежде всего, ориентацией обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, взаимоуважение.

Какие же способы помогают воплотить идею ЛОО на уроке?

  1. Использование разных форм и методов организации в обучении, которые способствуют раскрытию субъективного опыта обучающегося.
  2. Создание атмосферы  заинтересованности каждого ученика в классе.
  3. Стимулирование ученика к высказываниям, к использованию разных решений заданий без страха ошибиться или дать неправильный ответ.
  4. Использование во время урока дидактического материала, который даёт возможности ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы обучающего содержания.
  5. Оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, а за процессом его достижения.
  6. Поощрение стремления находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников во время урока, выбирать и пользоваться рациональным.
  7. Образование педагогических ситуаций общения на уроке, что даёт возможность каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, выбор в способах работы, образование условий для природного самовыражения учеников.

Выделенные общие цели и способы организации ЛОО урока должны быть конкретизированы учителем, в зависимости  от назначения урока, его тематического содержания.

Такой урок предусматривает следующие этапы:

  1. Этап ориентации (мотивации).                                                                                     
  2. Этап целеполагания.                                                                                                         
  3. Этап проектирования.                                                                                                        
  4. Этап  реализации плана деятельности.                                                                     
  5. Контрольно – оценочный этап.

 

1. Мотивация учебной деятельности

Мотивационная сфера является основой всех психических процессов человека, она делает его поведение наиболее устойчивым, оказывает существенное влияние и на умственную деятельность. Я считаю, что мотивационная сфера влияет на формирование индивидуального стиля умственной деятельности и оказывает воздействие весь процесс обучения детей в школе. Но существует и обратное влияние: специально организованная система мер оказывает влияние на развитие мотивационной сферы.

Именно мотивы определяют учение школьников, являются внутренним стимулом продвижения школьников в обучении. Поэтому в своей работе,  считаю необходимым  целенаправленно и ежеурочно формировать устойчивую положительную школьную  мотивацию школьников.

В практике использую следующие приёмы для создания  положительной мотивации учащихся к организации учебной деятельности:

1. Постановка очередных задач и их выделение на каждом уроке по теме. В структуре урока обязательным является мотивирующий этап, во время которого учащиеся подводятся к теме урока и определяют, чему они хотят научиться на уроке и зачем им это надо. Также примером может послужить то, что на каждом вводном уроке в тему мы определяет то, что нам предстоит изучить по данному разделу, и просматриваем задачи по урокам, чтобы осознанно подойти к конкретному этапу обучения.

2. Использование занимательных ситуаций на этапе мотивации.

3. Анализ проблемных ситуаций по теме урока. Решение творческих задач.

4. Решение системы творческих задач по теме урока, анализ системы проблемных ситуаций.

5. Использование исследовательских задач.

2. Целеполагани  учебной деятельности.

Очень важным в личностно ориентированном уроке является этап целеполагания и прогнозирования результата. Чем же характеризуется осознанность целенаправленного действия?

  • осознание достигнутого предметного результата;
  • осознанный характер предвосхищения будущего результата;
  • дополнительное осознание некоторых побочных последствий;
  • осознание отношения целей к объективной ситуации (возможные и невозможные цели);
  • осознание отношения целей к потребностям (приемлемые и неприемлемые цели);
  • осознания отношения целей к способностям (легкие или трудные);
  • осознание самого процесса целеобразования.

На уроке  используют систему приемов, направленных на принятие учеником цели обучения:

  • выбор цели из нескольких предлагаемых учителем целей обоснование этого выбора . (Какая цель является главной, основной? Почему?);
  • определение реальности, достижимости цели (Получится ли у нас достичь поставленную цель?);
  • замена нереальных целей реальными;
  • активная проверка, уточнение своих целей;
  • определение последовательности целей;
  • постановка новых целей с учетом достигнутого уровня;
  • конкретизация целей; определение целей;
  • определение зависимости целей от условий;
  • постановка нестандартных целей.

3. Проектирование учебной деятельности

Важным условием ЛО урока является этап проектирования, когда к планированию последующей учебной деятельности привлекаются ученики.   Какими бы точными и обоснованными ни были прогноз и цели, этого недостаточно для налаживания сотрудничества в обучении. Необходимы предварительные действия, которые определяют, как могут быть достигнуты желаемые результаты.  Следует спроектировать модель той работы, которая  должна  быть выполнена,  т.е. разработать  план,  фиксирующий, что, когда, где  и как должно произойти. Учитель и учащиеся становятся соратниками при разработке плана урока. 

4. Этап  реализации  плана  деятельности.

Основной этап урока – организация исполнения плана деятельности. Главными условиями личностно – ориентированного урока является создание ситуации свободного выбора способов обучающейся деятельности, выбора способов фиксации  пояснения нового материала ( конспект, схема, таблица, опора, план, тезисы), выбор задания и способов их выполнения при закреплении знаний, формирований умений и навыков, вариативность домашнего задания ( дифференциация).

5. Контрольно- оценочный этап.

Неотъемлемым звеном каждого личностно ориентированного урока и организованного на нём акта учебной деятельности являются осо­бые действия контроля и тесно связанные с ними действия оценки, играющие важную роль в организации всей учебной деятельности.   

Основная форма контроля в учебной деятельности — это поопера­ционный контроль, т. е. контроль  за правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполняемого учебно­го действия его ориентировочной основе («плану действия»).  

Однако этого вида контрольного действия недостаточно для решения за­дач. Важную роль играет и контроль, приводящий к отказу от ста­рого способа действий в новых условиях и стимулирующий ребенка к поиску путей трансформации этого способа. Этот вид контроля применяется при по­становке учебной задачи. Для того чтобы подобная задача была поставлена, учащиеся должны обнаружить дефицит своих возможностей, ограниченность применения уже известных им способов действий («плана»). Перед ними встает задача: проверить пригодность самого «плана», его соответствие фак­тическим условиям действия. Это задача тоже на контроль, но объектом кон­троля в ней является сам «план действия», а не его исполнение.

Развитие контрольно-оценочных действий происходит намного быстрее и эф­фективнее при наличии взаимоконтроля и  взаимо оценки участников совместной работы, в том числе и самого учителя. Применение специальных средств контроля детей за действиями самого учителя (контроль «ученик — учитель»), детско­го взаимоконтроля (контроль «ученик — ученик») позволяет обучить детей самоконтролю за процессом (операционный контроль) и результатами соб­ственной учебной деятельности (итоговый контроль). Другими словами, взаи­моконтроль («ученик — учитель», «ученик — ученик») является предпосыл­кой формирования действия самоконтроля у учащихся. Формирование дей­ствий самоконтроля является центральной педагогической задачей на перво­начальном этапе обучения . Первоначальным объектом контроля младшего школьника должны быть действия самого учителя и других детей, а затем уже и собственные действия.

Методы, используемые на личностно-ориентированных уроках представляет собой познавательную, практическую, творчески- поисковую, ценностно-смысловую деятельность.

Заинтересованность, создание ярких наглядно – образных представлений, обучающая познавательная игра, создание ситуации успеха, проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, кооперация учеников, создание ситуации взаимопомощи – это приёмы на личностно-ориентированных уроках.

Личностно ориентированное обучение выполняет немаловажную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации.  

Личностно ориентированное обучение, напрямую связанное с современными требованиями ФГОС, обусловленное гуманизацией образования и индивидуализацией обучения, это обучение, ориентированное на личность. 

 

 

Список используемой  литературы

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко. М., 2008                                                                         

2. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока  /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2001. – № 3.                                                                                                                                  

3. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. – Ростов н/Дону: Издательство «Учитель», 2003.                                                                                                                                               

4. Якиманская  И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь. 2000.                                                                                                                                                                             

5. Якиманская  И., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения. / Директор школы, 1998. - №3                                                                                                                              

6. Якиманская  И.С. Личностно-ориентированный урок. / Директор школы, 1998. - № 2

Опубликовано: 03.04.2016