Использование различных современных технологий в обучении иностранного языка

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Сергеева Александра Юрьевна

Организация: ГБПОУ КК «БАК»

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Брюховецкая

Внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Современная ситуация диктует не только необходимость применения новейших технологий в процессе обучения иностранным языкам, но и требует от преподавателя изменения методики преподавания и умения внедрять новейшие инновационные технологии в процессе обучения иностранному языку. Именно преподаватель с высоким уровнем профессионализма является лицом, которое реализует на практике основы нововведения. Внедрение технологического подхода связано с расширением проникновения современных технологий в педагогическую практику. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, в своей педагогической деятельности я широко использую  следующие наиболее характерные современные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте).

Применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения ИЯ, т. е. обучение во взаимодействии. Использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку помогает обучающимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.

ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, графический, звуковой, анимационный,  сенсорный и т.д.). Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого обучающегося, вызывая положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

В процессе обучения иностранному языку применяются разнообразные цифровые образовательные ресурсы, такие как презентации, в Power Point, On-line тесты, обучающие программы, электронные учебники, учебные Интернет-ресурсы, которые мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Преимущества применения информационных технологий по сравнению с традиционными методами выражаются в сочетании  с аудио и видео наглядности, возможности использования интерактивной доски, обеспечении эффективности восприятия и запоминания учебного материала, экономии учебного времени. Преимущества внедрения Интернет-технологий в процесс обучения английскому языку в настоящее время не вызывает сомнений. Не подлежит сомнению также позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб-конференций) на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Компьютерные технологии оказывают и определенное воспитательное воздействие на обучаемого:  применение информационных технологий снимает у обучающегося страх самовыражения, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений и делает процесс воспитания эмоционально-позитивным и комфортным, а компьютерные технологии становятся инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, поскольку образование интегрируется в жизнь на всем ее протяжении. Результатом деятельности обучающихся являются следующие самостоятельные презентации по темам:

1. «Моя семья»

2.«Мой друг»

3. «Мой дом»

4. «Дом моей мечты»

5. «Хобби»

6. «Времена года»

7. «Покупки и магазины»

8. «Мой рабочий день»

9. «Здоровый образ жизни»

10. «Олимпийские игры»

11. «СМИ»

12. «Краснодарский край»

13. «Просторы Краснодарского края»

14. «Достопримечательности Краснодарского края»

15. «Столица краснодарского края ‒ Краснодар»  и т.д.

На практике убедилась, что внедрение Информационно-коммуникационных технологий на уроке является неотъемлемой частью учебного процесса в обучении, просто необходимо для создания познавательной среды, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся, что соответствующей требованиям, предъявляемым к современному уроку иностранного языка.

Эффективность применения этой технологии привела к повышению качества знаний обучающихся на 13%.

2. Личностно-ориентированные технологии. В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Данная технология  ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология способствует формированию положительной динамики усвоения изучаемого материала.  Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и учащегося, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого обучающегося, доброжелательное внимание к нему. Данная технология способствует формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у учащегося индивидуального стиля познания. Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.

На  своих уроках иностранного языка, используя личностно-ориентированный подход, развиваю у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления, используя проблематизацию, внутреннюю противоречивость или неоднозначность заданий, перерабатываю их на основе личного опыта учащихся. При разработке системы учебных заданий на уроке учитываю не только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения.

Таким образом, уроки иностранного языка превращаются в такие занятия, где каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности а, так же  строит себя как личность.

Применение данной технологии позволило мне увеличить качество знаний до 70%.

3. Игровые технологии-являются эффективными в обучении иностранному языку и обладают уникальной особенностью воспроизводить реальную жизнедеятельность в той или иной ее модели. В игре, как и в реальности, осуществляется выбор способа и выполнения действия. В процессе игровой технологии учащийся сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок игровые моменты, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету, расширяет кругозор, развивает учебно - познавательную деятельность, формирует определенные умения и навыки, необходимых в практической деятельности.

Таким образом, как показывает опыт работы, использование игр на уроках иностранного языка помогают мне, как преподавателю, глубже раскрыть личностный потенциал каждого обучающего, его положительные личные качества (активность, трудолюбие, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде и т.д.).

В результате использования этих технологий качество знаний обучающихся увеличилось на 10%.

4. Технология проблемного обучения. Применение этой технологии позволяет вызывать у учащихся активную поисковую деятельность в процессе решения ими проблемно-познавательных задач. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся, оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. В качестве проблемного задания служат вопросы, практические задания.

Применение данной технологии позволило увеличить качество знаний на 7%.

Все проводимые мной уроки включают в себя элементы современных образовательных технологий. Выбранные мной для эффективного применения в работе современные образовательные технологии помогают организовать индивидуальные образовательные траектории обучающихся с учетом их способностей, индивидуальных особенностей, мотивации. В инновационной системе все это ведет к формированию личности, освоению учащимися оптимальных способов самостоятельной деятельности, практических навыков самообразования, развитию творческого потенциала каждого студента. Активация творческой деятельности обучающихся по конкретным видам науки и техники – важнейшая задача преподавателей.

Таким образом, с помощью систематического применения технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата в развитии личностных свойств обучающихся в процессе усвоения знаний, умений, навыков.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко. М., 2008.

2. Пассов Е.И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.С. Коростелев. М.: Просвещение, 2001.

3. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№,.с.73–75.

4. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Ин. языки в школе. 2002. №2. С. 11.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // М.: Народ-ное образование, 1998.

6. http://festival.1september.ru/articles/411473/ ‒ Проектная деятельность.

7. http://www.bibliofond.ru/view.aspx ‒ Игровые технологии.

8. http://kopsch45.narod.ru – Проблемное обучение.

 

Опубликовано: 25.03.2016