Роль педагога дополнительного образования в формировании личности обучающегося в процессе его социализации

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Рыбалко Лариса Юрьевна

Организация: МБУДО «Дом детского творчества»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Бийск

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!

Учитель – это не только носитель различного  рода служебных (ролевых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К. Д.Ушинского (1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности». Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность ребенка сложна, глубока и многогранна.

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки педагога-гуманиста. Современная модель предполагает воспитание в педагоге  профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный педагог  должен иметь свой   почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с детьми. Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет, развивает ребёнка, как личность. Роль педагога в развитии ребенка- это повседневная работа с детьми, знание их способностей, интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий. Ролью педагога еще является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить ребенку положительные качества, определить способности ребенка. Педагогу нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки. При взаимодействии педагогов и детей, и проходит развитие личности ребенка. Да, семья - это первый социальный институт для ребенка, и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно,  зависит многое, ведь  в стенах  нашего учреждения дети проводят значительную часть своей жизни.

Педагог дополнительного образования формирует рядом и вместе с родителями личность ребенка. Одной из приоритетных задач дополнительного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей  интересов ребенка.     

Благополучие  ребенка, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые педагог проявляет при общении с ним. Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками.

Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития. Познавательная активность детей определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. В детском объединении  педагог - самый главный человек для обучающегося. Ребенок безоглядно доверяет своему учителю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслями достоинствами: добротой, красотой, умом. Поскольку  педагог является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создания условий для личностного развития. Развитие личности ребенка — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для  детей такой средой является детское объединение, в котором он и  занят совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений,  возникновению общественной  направленности  личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности - творчество. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности и посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль педагога дополнительного образования в развитии личности ребенка.       

Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит творчеству  – важнейшему виду детской деятельности. Творчество, в нашей деятельности, является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, именно в творческой деятельности реализуется потребность воздействия на мир.    «Творчество»  – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.  И с этим трудно не согласиться. Под руководством взрослого ребенок овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками.

Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров: - способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; - тактичности, чувства эмпатии,  терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; - умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; - знания особенностей психического развития детей; - способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию. Формирование познавательной активности детей требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Творческий потенциал педагога  характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности: - способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению  на  первый  взгляд  очевидное, избегать поверхностных формулировок; - умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; - способность отказаться от ориентации на авторитеты; - умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; - способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); - готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению; - креативность,  то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Ребенок в школьном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам. Педагог должен уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.

Педагогу необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем. Никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу и образовательной системе в целом. Педагогу необходимо формировать положительный микроклимат в группе. Если ребенку трудно, и у него не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного учителя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное. Важно педагогу уметь видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками, в познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка. Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог. Развитие познавательной активности детей старшего школьного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников: - метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка); - метод предъявления заданий с неопределенным окончанием,  что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; - метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; - метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи. Одной из важных задач педагога, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, и, следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении, и быть не над ребенком, а рядом.

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность обучающихся. Также значимыми являются личностные качества педагога такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать личность ребенка.

 

Список литературы:

1. Алексеева М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе [Текст] / М. В. Алексеева // Педагогические технологии. – 2006. – № 3. – 3-18 с.
2. Выпряжкина И. Б. Критерии психологической компетентности учителя [Текст] // Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003. 37-41 с.
3. Гальперин П. Я. Лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2002. – 400 с.
4. Кон И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1999. – 274 с.
5. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [Текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.

Опубликовано: 04.10.2020