Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Алькаева Оксана Алексеевна

Организация: МДОУ «Детский сад с. Заветное»

Населенный пункт: Саратовская область, Энгельсский район, с. Заветы Ильича

 Государственный образовательный стандарт, изменения, происходящие в дошкольном образовании, побудили к поиску новых эффективных методов и современных педагогических технологий развития дошкольника. Учитывая тот факт, что компьютер играет все большую роль в современном образовании, актуальным средством обучения становятся информационно-коммуникативные технологии. В частности, интерактивные игры. Они дают возможность разнообразить образовательную деятельность, учитывать возрастные особенности детей, повышать их познавательную активность. Использование электронных игр приводит к стабильной результативности педагогического процесса.

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому считаем, использование информационно – коммуникационных технологий актуальной для нашего времени.

Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя. Сделать это интересно и познавательно можно сочетая разные виды деятельности (игра, путешествия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная, проектная деятельность). Но наше время – это время перемен. Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-коммуникативных технологий.

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения.

Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

‒ подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей;

‒ дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься;

‒ в процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели;

‒ по окончании игры (после небольшой паузы) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат). Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации.

Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

При правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для инициативы детей. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию.

При организации и проведении организованной образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:

1 этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки – через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.

2 этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

3 этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений.

Планируя мероприятия, мы соблюдаем дидактические требования, в соответствии с которыми:

‒ четко определяем педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;

‒ уточняем, на каком этапе можем применять мультимедийные средства;

‒ согласовываем выбранное средство с другими техническими средствами обучения;

‒ учитываем специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;

‒ анализируем и обсуждаем с детьми фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

 

Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

‒ предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

‒ компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

‒ наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

‒ движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

‒ постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

‒ компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

 

Интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор. Все это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор. В процессе работы с интерактивной доской мы отметили, что снизилась утомляемость и посещаемость детей, так как учебный материал, предъявляемый детям, отличался наглядностью, яркостью образов и динамичностью.

Благодаря возможностям современных компьютеров, том числе с сенсорными экранами, или используя планшетник, ребенок имеет возможность действовать самостоятельно: показать, не называя, какой предмет издает звук, или какая игрушка звучит, прикоснувшись к интерактивной панели. Практика показывает, что дети с большим удовольствием играют в такие игры, так как, выполняя поэтапно задания, они видит фиксированный результат на мониторе, могут повторно выбирать картинку, пока не найдут правильную. Их увлекает яркость и мобильность визуального видео- и звукоряда. Набор неречевых звуков и соответствующих им картинок в играх необходимо подбирать с учетом уровня развития таких детей, тогда эта технология дает очень стойкую мотивацию к обучению, желание добиться успеха, сделать задание до конца.

Обучение с использованием электронных игр повышает познавательную активность и решает поставленные задачи речевого развития, позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, способность к адаптации в условиях информационного общества.

 

 

Список литературы:

1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада»: учеб. пособие. – М., 2004.

2. Интерактивная педагогика в детском саду: методическое пособие /Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

3. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 315 с. – Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ.

4. Ярусова Е. А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

5. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 8.

6. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 4.

7. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 11.

8. Калинина Т.В. Управление Д ОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». – М.: Сфера, 2008.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2012. – 20 с.

Опубликовано: 17.04.2020