Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы по литературе (на примере методической разработки для 11 класса «Авторская песня о войне»)

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Харченко Наталья Владимировна

Организация: МБОУ СОШ №13

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Калниболотская

Литературно-музыкальная  композиция  в школе — одна из традиционных форм  организации учебной и внеклассной деятельности учащихся, формирующей духовно-нравственные ценности человека. Опыт работы с учащимися на уроках литературы и во внеурочной деятельности убеждает меня в необходимости  проведения литературно-музыкальных композиций, потому что каждый учащийся получает возможность   проявить свой творческий потенциал,   реализовать себя в том виде деятельности , в котором он может проявить свои способности. Кроме того, этот вид внеклассной работы помогает познакомить учащихся с поэтами и писателя , произведения которых ребята фактически не читают,  обратить их внимание на многие исторические события,  которыми гордится  наша страна, что помогает формировать высоко нравственную  личность, любящую свою страну и свой народ.  Ведь одна из важнейших целей воспитания - формирование полноценной личности, создание условий для духовно-нравственного развития личности, формирования самосознания и гражданской ответственности. В ФГОС сказано, что цель изучения литературы — воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к

Перед учителем стоит ещё одна задача — увидеть талант ребёнка, заставить поверить его в свою одарённость. Я стараюсь создать такие условия, чтобы многие учащиеся     вовлекались в работу. Это помогает им раскрыться  : кто-то читает стихи, кто-то выступает в роли актёров, танцоров,  оформителей, создателей презентаций,  музыкантов, оформителей сцены  , фотокорреспондентов, чтобы потом составить фотолетопись мероприятия.  

Совместная работа учителя и учеников при составлении сценария, прослушивание и отбор музыкальных произведений, чтение стихов, разыгрывание сцен-эпизодов, оформление сцены и продумывание костюмов способствует формированию потребности самим творить, видеть прекрасное, чувствовать свою ответственность за взятые на себя обязательства, сближает учителя и ученика, создаёт прекрасные условия для самовыражения, самореализации каждого участника, способствует сплочению коллектива, объединяет детей и родителей, которые являются нашими помощниками: помогают создавать декорации, при необходимости шьют костюмы.  

Обращаясь к данной форме внеклассной работы по литературе, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • развивать интерес учащихся к изучению литературы;
  • развивать  любознательность, инициативность;
  • воспитывать  трудолюбие, ответственность за взятые на себя обязательства, умение работать сообща,  в содружестве;
  • формировать эстетический вкус , эстетические взгляды;
  • осваивать нравственные понятия, как: честь, совесть,  любовь, самоотверженность, благородство;
  • пробуждать  в душах детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сострадание;
  • развивать  творческие способности учащихся.

Работая над созданием литературного праздника, я выделяю несколько этапов:

  • отбор, обсуждение и систематизация исторического и литературного материала;
  • составление сценария и распределение ролей;
  • подбор и подготовка музыкального оформления;
  • обсуждение оформления сцены;
  • детальное  выстраивание композиции  ;
  • обсуждение  костюмов;
  • составление презентации, подбор видеороликов; 
  • репетиции.

В качестве примера покажу работу над литературно-музыкальной композицией «Авторская песня о войне». Разработка предполагает ознакомление ребят с  авторской песней о войне, её местом  в развитии литературного процесса  и музыкальной культуры страны, фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, развивает личностные качества, общий кругозор.

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу:

  • подготовить кабинет в соответствии с тематикой ;
  • провести предварительную  работу с учащимися по предложенной теме;
  • подобрать стихи и песни бардов (Б.Окуджавы,В.Высоцкого, А.Розембаума);
  • выучить стихи В.Высоцкого;
  • подобрать музыкальное сопровождение.

Форма реализации: выступление учащихся. Выступление сопровождается показом мультимедийной презентации.  При подготовке данного мероприятия классам дается задание выучить стихи. Таким образом, все учащиеся становятся участниками мероприятия. Ведущими на мероприятии могут быть учащиеся-старшеклассники.

Литературно-музыкальная композиция   формирует эстетический вкус, развивает чутьё к поэтическому слову. Не секрет, что нравственное и эстетическое воплощается в поэзии, в музыке, которые  помогают освоить нравственные понятия: любовь к родине, природе,  к окружающему миру.  Поэзия  даёт возможность сердцем почувствовать красоту мира и слова.

Литературная композиция — это мощное средство и патриотического воспитания подрастающего поколения во внеурочной деятельности школы, задачей которого является привитие   священного чувства любви к Родине, к своему народу, к его героическому прошлому,  сохранение исторических корней.

Работая над литературной композицией, я привлекаю учителя музыки или учеников, умеющих играть на музыкальных инструментах ( пианино или гитара) :  «живой звук» благоприятно воздействует на мысли и чувства слушателей, рождает в их сознании самые различные ассоциации, помогает закрепить образы и чувства, навеянные композицией.   Неоценимую помощь оказывает мне и библиотекарь школы, которая   организует выставку книг, даёт краткие аннотации к некоторым произведениям автора.  Такое сотрудничество не проходит даром: количество читателей увеличивается, и радует то, что они идут в библиотеку целенаправленно:  берут произведения автора, творчеству которого и была посвящена композиция.

Литературно-музыкальная композиция  - это такая форма внеклассной работы по литературе, которая  формируют духовно-нравственные ценности человека.

 

 

Список литературы:

  1. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М., 1997
  2. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников, 2011. 
  3. Добросолец И.И. Литературная композиция: проблемы и пути воплощения. Сайт : http://smrgaki.ru/8/4/1_9/3.htm.
  4. Викторова О.В. Литературная композиция на школьной сцене. Сайт: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200702111 — 2007 г «Литература»
Опубликовано: 15.03.2016