Физическое воспитание детей 6-7 лет посредством хореографии
Конференция: Современные технологии в обучении
Автор: Образцова Виктория Александровна
Организация: ГУ «Комплекс «Детский сад – школа – гимназия» № 46
Населенный пункт: Республика Казахстан, г. Астана
Цель: Улучшение качества физического воспитания и гармоничного развития детей 6-7 лет для дошкольной подготовки через музыкально-ритмические упражнения и танцевальную деятельность.
Задачи:
- Всестороннее развитие личности ребенка: физические, психические и нравственные качества;
- Разработать систему работы по физическому воспитанию с применением музыкально ритмической гимнастики и танцевальной деятельности.
Актуальность темы: обстоятельства заставляют искать новые подходы и определять такие средства физического воспитания, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создают стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование осанки. К таким средствам целесообразно отнести танцевально-хореографические упражнения, которые не только развивают
двигательную сферу, но и оказывают достаточно широкий спектр воздействия на личность ребёнка в целом.
Президент Н.А.Назарбаев ставит одну из основных задач перед гражданами страны - воспитание здорового поколения: «Только здоровая нация может достичь поставленных целей».
Новизна: использование танцевальных элементов в организованной учебной деятельности по физической культуре для качественного развития физического воспитания.
Именно сейчас, на новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы физического и художественно-творческого развития подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных физических и творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нетрадиционность подходов к физическому воспитанию – как основе дальнейшего совершенствования личности.
Одной из актуальнейших проблем современного общества является формирование и развитие личности, интегрированной в современное общество и способной преображать и совершенствовать окружающую действительность. Оптимальным вариантом реализации физического – эстетического воспитания является хореографическая деятельность.
Посредством танцевально-двигательного опыта совершенствуются физические качества детей дошкольного возраста (сила, быстрота, гибкость и др.), а также могут быть сформированы следующие адаптивные свойства личности:
- психические функции – внимание, память, воображение и способность к фантазии;
- процессы психической регуляции;
- тип межличностного взаимодействия;
- самосознание и его компоненты: самоотношение, самопринятие и др.
Использование элементов хореографии в учебно-организованной деятельности по физической культуре позволяют ребенку развивать творческие способности, формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность движений. У детей укрепляется здоровье, укрепляются мышцы, улучшается работа органов дыхания, кровообращения, а также в процессе занятий дети избавляются от стеснительности, зажатости и комплексов. В танцевальной деятельности дети само утверждаются, проявляют индивидуальность, получая результат своего творчества.
Используя в своей работе эту тему, передо мной было поставлено ряд задач:
- Создать соответствующие условия;
- Соответствовать требованиям ГОСО по физической культуре;
- Привлечь родителей к работе по оздоровлению детей и их физическому развитию при подготовке к школе.
В учебно-организованной деятельности по физической культуре в подготовительной группе использую элементы хореографии (комплексы ритмической гимнастики, гимнастические упражнения на полу и др.), которые оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, развитие силы мышц, их эластичность и подвижность суставно-связочного аппарата. Выразительные средства хореографии присутствуют во многих подвижных и мало подвижных играх: движения рук, ног, головы, корпуса, мимика лица, жесты, которые фиксируются в танцевальных позах.
В вводной части использую сюжет (явления природы, путешествия, волшебство, лесные животные, птицы и др.), где дети, под музыкальное сопровождение, обыгрывая выполняют обязательную ходьбу, бег и подскоки с движениями рук и соответствующей мимикой.
Воспитание физически полноценных детей – основная цель инструктора по спорту и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика, которую я часто использую в основной части учебно-организованной деятельности, заменяя ей общеразвивающие упражнения. Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 6-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь.
Огромным успехом пользуются у детей ролевые подвижные игры, где изображается образ животных, птиц или эмоциональное состояние героев через жесты и мимику в сопровождении соответствующей музыки («Ыстық және суық», «Қаскыр және қойлар»,«Веселые лягушки», «Садовник и цветы», «Перелетные птицы» и др.)
В заключительной части применяются хореографические пантомимы (показ движениями распускание букетов цветов, полет и приземление снежинок, горение свечи и т.д.), релаксация (на берегу моря, на цветочной полянке, в волшебном лесу и др.), гимнастические упражнения на растяжку мышц спины и ног («свечка», «коробочка», «мостик» и др.).
Физкультурно-спортивный праздник, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды физических упражнений (гимнастика, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения) с элементами хореографии. При подготовке и проведении таких физкультурно-спортивных праздников дети получают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.
Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Подвижные игры с элементами хореографии, комплексы ритмической гимнастики (аэробики), флэш-мобы и др. составляющие содержание любого физкультурно-спортивного праздника, в большей степени, чем другие формы организации двигательной деятельности, адекватны потребностям ребенка в движении и способствуют его гармоническому физическому развитию, воспитанию ловкости, быстроты, координации движений, важнейших морально-волевых, творческих и дружеских качеств.
Украшением любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения в ход праздника зависят от возраста участников и вида праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента использую неожиданное появление детей подготовительной группы в роли сказочных персонажей, которые проводят танцевальную разминку или танцевальные игры ( микробы, африканцы, клоуны, инопланетяне и т.д.).
Тематические праздники, направленные к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны («Наша спортивная семья», «Эстафета огня», «Чемпионы столицы» и др.) , праздники-развлечения, с целью создания хорошего настроения от игр («На необитаемом острове», «Поединок рыцарей» и др.), фольклорные по тематике и содержанию (Наурыз, Рождество и др.), праздники, формирующие здоровый образ жизни («Будь здоров», «Мы микробов не боимся» и др.) и другие, составляются на доступном детям материале с использованием народных, сюжетных, танцевальных игр, музыкального сопровождения, хороводных плясок и т.д.
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии, но полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
К сожалению, существует такая проблема, как незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. Это происходит из - за:
-
недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
-
нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;
-
невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Была поставлена следующая цель: повысить педагогическую компетентность и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни через взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания дошкольников.
Исходя из цели, были определены и задачи моей работы как инструктора по физической культуре:
-
Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
-
Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
-
Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
-
Заинтересовать родителей идеей вести здоровый образ жизни в семье.
Применяются такие формы работы с родителями:
-
индивидуальная работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений;
-
совместные детско-родительские встречи в различных формах: учебно-организованная деятельность по физической культуре, игровые упражнения, досуговые, спортивные мероприятия, дни открытых дверей и т.д.;
-
родительские собрания;
-
выставка нестандартного оборудования по физической культуре, стенгазет «Моя спортивная семья» и т.д.;
-
изготовление атрибутов и реквизитов для танцевальных композиций.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка.
Заключение
За годы своей педагогической деятельности я поняла, что наилучший воспитательный результат получается, когда он связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом ребенка. У детей, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах и желание достигать хороших результатов. Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть физические и творческие способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь, связывая два раздела - физическую культуру и хореографическое искусство.
Список используемой литературы
1. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. - Киев: «Здоровье», 1983
2. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное воспитание, 1991
3. Абиров Д. Т., Исмаилов А. М. Казахские народные танцы. — Алма- Ата, 1961
4.Дворкин, А.С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания / А.С. Дворкин, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997
5.Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды. 1986.
5. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры, методическое пособие, 2003
6.Мир движений мальчиков и девочек. Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. Санкт-Петербург, «Детство Пресс», 2001
7. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. - М., 1984.
8. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 1980г. - с.15-26.