Метод проектов в современном образовании в обучении иностранному языку

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Сергеева Александра Юрьевна

Организация: ГБПОУ КК «БАК»

Населенный пункт: Краснодарский край, Ст. Брюховецкая

При совершенствовании образования отмечается, что важнейшими целями  образования стали: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации; формирование высокого уровня правовой культуры; развитие способности к созидательной деятельности и сотрудничеству; терпимость к чужому мнению, умение вести диалог.

На сегодняшний день образовательная система России внесла изменения в содержание и формы педагогической деятельности преподавателей и обучающихся. Поэтому всем преподавателям стала интересна такая педагогическая технология, как проектный метод.

Метод проектов становится все более популярным в российском профессиональном образовании, так как это комплексный метод в обучении, позволяющий строить учебный процесс исходя, из интересов обучающихся и дающий возможность обучающимся  проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

Иностранный язык обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления студентов. Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития личности студента, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала предмета применительно к индивидуальности каждого обучающегося. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе развития образования является личность студента, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Поэтому при обучении иностранному языку я использую личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит метод проектов и обучение в сотрудничестве. Это помогает создать положительный настрой к изучению английского языка, дать возможность учиться с увлечением и раскрыть потенциальные возможности каждого студента. Применяя на практике данную методику, я руководствуюсь методическими рекомендациями исследователя в области современных технологий обучения обучающихся, доктора педагогических наук С.Е. Полат.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе обучающихся (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для обучающихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

При организации проектной деятельности студентов необходимо знать о некоторых критериях, которые нужно учитывать в работе. Работая над проектом, автор должен быть соответственно готов. Проект разделяется на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.

Рассмотрим каждый из них.

1. Исследовательские проекты ‒ эти проекты должны быть с продуманной структурой, целями, актуальностью предмета исследования, источниками информации, результатами. Они приближенны к научному исследованию. А также студенты должны соответствовать уровню языковой подготовки на определенном этапе обучения.

2. Творческие проекты ‒ эти проекты не имеют проработанной структуры и должны оформляться соответствующе (видеофильм, сочинение, газетная статья, ролевая игра и т.д.).

3. Ролево-игровые проекты ‒ эти проекты с открытой структурой, в которых студенты принимают на себя роли, обусловленные содержанием проекта и особенностью решаемой проблемы (литературные персонажи, выдуманные герои и т.д.). Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию.

4. Информационные проекты ‒ эти проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

5. Практико-ориентированные проекты ‒ эти проекты различаются четко обозначенным результатом деятельности студентов проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Такой проект требует четко продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них.

6. Монопроекты ‒ эти проекты проводятся в рамках одного учебного предмета, из которого выбираются наиболее сложные темы с социальной, исторической или страноведческой тематикой. Как правило, работа над такими проектами предусматривает применение знаний из других областей.

7. Межпредметные проекты ‒ эти проекты выполняются во внеурочное время и могут затрагивать несколько предметов, чтобы решить какую-либо задачу, значимую для всех участников проекта. В таком проекте могут принимать участие много творческих групп, имеющих определенные исследовательские задания.

8. Проекты с открытой, явной координацией ‒ в этих проектах принимает участие непосредственно координатор проекта, ненавязчиво направляя работу студентов, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность от-дельных его участников, например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном заведении, провести анкетирование, взять интервью.

9. Проекты со скрытой координацией ‒ в этих проектах координатор выступает как полноправный участник проекта. Примером их могут служить известные телекоммуникационные проекты. Что касается характера контактов, то проекты могут быть внутренними или региональными, международными.

10. Внутренние или региональные ‒ это проекты, которые организуются внутри одного учебного заведения, на уроках по одному предмету, либо между учебными заведениями, внутри региона, одной страны.

11. Международные проекты ‒ в этих проектах участвуют представители разных стран. Они представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

Конечно, на практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапы, количество участников. Поэтому при разработке проекта следует иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

В проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи.  Проектная методика развивает у студентов самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование этого метода реально превращает студента из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Преподаватель же выступает в роли помощника и консультанта. Очень важно также и то, что в работе над проектом студенты учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности, то есть идет непрерывный процесс обучения и воспитания. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.

 

 

Список использованной литературы

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2010.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2011.

3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 2, 3. С. 37-45.

4. Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. 43 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999.

6. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 38-41.

Опубликовано: 18.11.2017