Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Пантеева Алёна Эдуардовна

Организация: ОмГПУ

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

В современной литературе существует большое количество мнений к определению понятия «эстетическое воспитание», различных подходов и средств его реализации на практике. В словаре педагогических терминов эстетическое воспитание определяется как процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.

В.Н. Шацкая определяет эстетическое воспитание как воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, выявлениях искусства».

В книге «Теория эстетического воспитания школьников» Д. Б. Лихачев даёт определение эстетическому воспитанию как целенаправленному процессу формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». В такой формулировке данного термина автор указывает на важность целенаправленной работы в эстетическом воспитании детей, он предлагает включение детей в различную творческую работу, систематическую работу педагога над более глубоким пониманием эстетических явлений окружающей действительности, искусства и прекрасного в человеческой личности.

Проанализировав предложенные определения понятия эстетическое воспитание, можно сделать вывод о том, что во всех из них выделяются одни и те же компоненты: целенаправленное воздействие, умение видеть красоту в окружающей действительности, формирование эстетических вкусов и умение самостоятельно творить и созидать прекрасное.

Так как эстетическое воспитание захватывает самые разные аспекты формирования личности и реализуется вместе с физическим, нравственным и умственным развитием ребёнка, соответственно и деятельность, через которую можно формировать эстетическое направление, может быть самая разная – игра, занятия, бытовая деятельность и так далее.

В своих работах А. В. Запорожец делает вывод о зависимости эстетического воспитания и нравственных переживаний. Целесообразное сочетание этих двух компонентов, по мнению автора, наиболее ярко выражено в отношении к труду и общественной жизни.

Всё окружающее ребёнка в той или иной степени формирует в нем понятие эстетики. Поведение педагога, природа, эстетика быта, искусство и художественная деятельность – всё это является средствами эстетического воспитания.

Василий Александрович Сухомлинский называл природу самым важным средством эстетического воспитания. Особо он отмечал пользу экскурсий, походов, наблюдения и анализа явлений природы.

Наблюдение и уход за обитателями живого уголка, по мнению Сухомлинского, приучают ребёнка к бережному, ответственному отношению и посильной активной деятельности в природе.

В.И. Логинова в своих работах отмечает большое влияние эстетики быта, так как помещение, в котором пребывает ребёнок, будь то группа в дошкольном учреждении или семейная квартира, является главным наглядным образцом и формирует у него понятия чистоты, порядка и красоты.

Еще одним средством эстетического воспитания, особо выделяемым Верой Иосифовной,  является внешний облик взрослых и детей: их одежда, прическа, умение держаться, культура общения и т. д. Одежда взрослых и детей должна соответствовать сезону, отвечать эстетическим и гигиеническим требованиям. Не меньшее значение имеют все предметы, окружающие ребенка: игрушки, пособия, посуда. Предметы, которые используются в быту, должны отвечать требованиям эстетики, храниться в определенных местах.

В целях эстетического воспитания в детском саду широко используются произведения искусства различных видов и жанров (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература и т. д.). Детей знакомят с различными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет).

Музыка также является одним из эффективных средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Однако она должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и свободное время, активизируя деятельность детей и создавая позитивный эмоциональный настрой.

Особое место Логинова отводила хороводам и играм с пением. Так как народное творчество является уникальным материалом нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Усваивая народные интонации и образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность, гармоничность языка, его ладовые особенности. Это способствует воспитанию патриотических чувств, формирует музыкальный вкус, подготавливает к восприятию классической и современной музыки.

К важнейшим средствам эстетического воспитания относится обучение как специально организованная деятельность, направленная на передачу опыта старших поколений, и самостоятельная художественная деятельность детей.

Для реализации целей эстетического воспитания, автор выделяет различные формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино- и телепередачи.

Кроме того, эстетическое воспитание осуществляется на всех видах занятий, включая занятия по ознакомлению с природой, занятия по развитию речи, занятия по формированию у детей элементарных математических представлений.

Таким образом, можно отметить, что эстетическое воспитание является важным направлением в работе с детьми дошкольного возраста, которое направлено на развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту в окружающих вещах,  умение самостоятельно создавать приятные для глаза вещи. Основными средствами эстетического воспитания являются: природа (Сухомлинский В. А.), личный пример взрослого, произведения искусства различных видов и жанров, экскурсии и наблюдения в природе, уход за обитателями живого уголка и многое другое.

 

 

 

Список литературы:

1. Виноградова, Н.Ф., Куликова, Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2007. - 223 с.

2. Запорожец,  А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2000 - 98 с.

3. Коменский, Я.А. Материнская школа / Я, А, Коменский // Коменский Я.А Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1 . - М., 1982. - С. 201 -242

4. Лазарева Е. В. Роль эстетического воспитания в формировании личности дошкольника // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5. URL: sibac.info/archive/humanities/5.pdf (дата обращения: 23.12. 2016)

5. Новикова, Г.  П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста : метод. рекомендации для педагогов, воспитателей и муз. руководителей / Г. П. Новикова. – М. : Аркти, 2003. – 224 с.

6. Организация эстетического воспитания в детском саду [Электронный ресурс] - Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: «Просвещение», 2000. URL: http://www.detskiysad.ru/ped/doshkolnaya50.html (дата обращения 18.12.16)

7. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] - Педагогический энциклопедический словарь. URL:https://slovar.cc/enc/ped/2138789.html (дата обращения 18.12.16)

8. Сухомлинский В.А./ сост., автор вступительной статьи Г.Д. Глейзер. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики)

Опубликовано: 31.01.2017