Роль дополнительного образования в системе воспитательной работы колледжа

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Полещенкова Мария Ивановна

Организация: ГБПОУ Колледж легкой промышленности

Населенный пункт: г. Москва

Что представляет собой дополнительное образование на современном этапе развития системы образования в России? Какова его роль и какое место занимает в современной модели образования?

Под «дополнительным» принято понимать мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Между тем именно дополнительное образование обладает целым рядом таких качеств, которые в современном обществе становятся приоритетными в образовании (свободный выбор деятельности, возможность индивидуального развития человека, вариативность образования, организация мотивирующего пространства и др.).

В настоящее время произошла смена акцентов: если раньше перед системой образования стояла задача «удовлетворения базовых потребностей человека» (т.е. задача обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования), то сегодня на первый план выдвигаются иные ценности, иные задачи: обеспечить человеку условия для самовыражения, саморазвития, самореализации, постоянного личностного роста (т.е. задача «проектирования пространства персонального образования для самореализации личности»). Именно в этих вопросах – социально-позитивного индивидуального развития личности; формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту; поиска и обретения человеком самого себя – дополнительное образование идеальным и инструментом.

Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, поэтому его можно рассматривать как поле для расширения возможностей развития личности. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функции.

Гибкость дополнительного образования детей позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей.

Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач: повышению качества жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.

Известно, что задача дополнительного образования – адаптация подрастающего поколения к жизни в обществе, к изменениям. А наша реальность меняется постоянно, скорость коммуникаций возрастает.

Дополнительное образование детей сегодня – это:

  • вовлечение обучающихся в творческую, проектно-исследовательскую, продуктивную деятельность по различным направлениям;
  • удовлетворение индивидуальных интересов и развитие индивидуальных способностей детей за пределами урока;
  • выявление и поддержка высоко мотивированных и одаренных детей;
  • организация работы с социально незащищенными категориями, включая детей с проблемами здоровья и развития.

Основные направления развития дополнительного образования

1. Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

  • формирование системы государственных требований к доступности услуг дополнительного образования детей;
  • формирование на федеральном уровне механизмов ресурсной поддержки региональных программ дополнительного образования детей;
  • модернизацию системы статистического учета вовлеченности детей в дополнительное образование и его результативности на основе интеграции электронных систем учета;
  • создание открытых сервисов информационного сопровождения (навигации) участников дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий;
  • включение в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ в сфере образования и науки услуг по реализации дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ с учетом их разнообразия, обязательств по размещению информации об этих программах;
  • нормативное, методическое и организационно-финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования в сетевых формах, территориальных образовательных комплексах (кластерах), обеспечивающих доступность инфраструктуры и вариативность образовательных траекторий;
  • внедрение механизмов поддержки организаций дополнительного образования, реализующих программы для детей в сельской местности;
  • поддержку дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также поддержку совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей;
  • проведение информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышению родительской компетенции в воспитании детей.

 

2. Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

  • ресурсную и нормативную поддержку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;
  • разработку и реализацию модели разноуровневых дополнительных предпрофессиональных программ;
  • разработку и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;
  • увеличение предложения, нормативную регламентацию, методическую и кадровую поддержку программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный период;
  • расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего образования (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, летних профильных школ (смен);
  • внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки);
  • нормативное закрепление практик учебного характера обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм, методическая поддержка их реализации.

3. Развитие неформального и информального образования предполагает:

  • расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров) в дополнительном образовании детей;
  • поддержку общественных (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп детей и подростков) медийных (использующих в качестве инструментов сервисы сети «Интернет», телевидения, радио, мультипликации) проектов, направленных на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции;

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:

– основы профессионального воспитания;

– основы социального воспитания.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;

– культура организации своей деятельности;

– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;

– знание и выполнение профессионально-этических норм;

– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– коллективная ответственность;

– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

– толерантность;

– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

– стремление к самореализации социально адекватными способами;

– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

 

Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.

Дополнительное образование способно решить целый комплекс задач воспитательной работы:

- Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

- Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

- Содействовать самореализации личности ребёнка.

Таким образом, дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования, способствует развитию творческого инициативного и компетентного гражданина России.

Вот в этом и выражается роль и дополнительного образования в новой модели образования.

В колледже в настоящее время работают 11 групп дополнительного образования на бюджетной основе.

В группах на бюджетной основе обучаются 159 человек в возрасте до 18 лет. Стоит отметить, что в группах на бюджетной основе обучается 74 человека из других образовательных учреждений. 100 % несовершеннолетних обучающихся колледжа вовлечены в систему дополнительного образования колледжа.

Развитие сетевого взаимодействия колледжа с другими образовательными учреждениями дают результаты. Но необходимо прилагать усилия для развития совместной работы со школами и увеличения численности групп дополнительного образования. Так же необходимо учитывать пожелания детей и их родителей и рассматривать возможности расширения списка групп дополнительного образования в соответствии с потребностями.

 

Вот в этом и выражается роль и дополнительного образования в новой модели образования. Свою роль как педагога дополнительного образования, используя инновационные направления я вижу в выполнении следующих задач:

  • В образовательном процессе использовать новые образовательные стандарты;
  • Формировать систему одаренности;
  • Сохранение и укрепление здоровья;
  • Научить ребёнка учиться и творить;
  • Научить ребёнка сотрудничать;
  • Научить ребёнка успешно жить в современном обществе.

Отсюда я делаю вывод, что роль и место дополнительного образования в современной модели образования состоит в создании условий для духовно – нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся.

 

 

Список использованной литературы:

1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2010. - с. 23 

2. Педагогические технологии./ Под ред. Кукушина В.С. - Ростов н/Д, 2013.- С.65-66

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2014 - с.180. 

4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. - М.: "Сентябрь", 2014.- с. 146.

 

 

Опубликовано: 15.01.2017